Найти в Дзене
Бьюти-директор

Сто лет назад появился аромат Chanel №5, изменивший мир парфюмерии

Что может быть сложнее, чем писать историю, известную, пожалуй, каждому, вошедшую в учебники и рассказанную десятки тысяч раз? Но что ж, попробуем.
Все началось с одной фразы: «Я кутюрье, я создаю одежду. Мне не нужны просто роза или ландыш, мне нужен сложный аромат из множества дета- лей, как платье». Именно с этих слов Габриэль Шанель открылась новая парфюмерная глава Chanel No5. Но не только. Не без пафоса можно сказать, что в тот момент свершилась революция, которая привела нас к тому, какие ароматы мы носим сегодня.

Но перенесемся на 100 лет назад, в 1920-е. Тогда в моде все еще были тугие корсеты и пышные юбки, объемные пудреницы и духи в хрустальных «вазах», внутри которых скрывались композиции-«солифлоры», то есть ассоциирующиеся с запахом лишь одного цветка. Шанель предпочитала нарушать общепринятые правила и создавать свои, поэтому она не только дала свободу женщинам, переодев их в свободные платья и костюмы, но и позволила им вдохнуть полной грудью: без корсета и удушающей цветочной воды.

Идея о создании парфюма Chanel витала в воздухе, но начала приобретать свои черты лишь после знакомства Габриэль Шанель с Эрнестом Бо. Сын французских эмигрантов, он вырос в Москве, учился и работал на парфюмерной фабрике «А. Ралле и Ко», которая являлась поставщиком русского царского двора. Он увлекался синтетическими ингредиентами и считал, что за ними будущее, хоть в это и никто не верил. Два новатора неслучайно встретились, а встретившись, подарили миру первые альдегидные духи. Вдохновленный «необычайно свежим ароматом озер за полярным кругом в лучах полуночного солнца», Эрнест (служивший когда-то в Кольском Заполярье) соединил скандальную синтетическую формулу и яркие цветы – жасмин из Грасса, майская роза, нероли, иланг-иланг под воздействием альдегидов стали воздушнее и многограннее. А завершил композицию шлейфом из сандала, ванили и ветивера. Chanel No5 и правда получился словно платье, сшитое из тончайшей ткани и украшенное бусинами и лентами, которые лишь подчеркивают друг друга. «Аромат для женщины, который пахнет как женщина».

Наперекор всем модам, по мнению Шанель, флакон, скрывающий драгоценную золотистую жидкость, должен был быть простым, с четкими гранями, подчеркивающим содержимое. Ее выбор пал на строгий квадрат, напоминающий лабораторную колбу. С тех пор он мало изменился, по-прежнему оставаясь на острие, вне времени. И конечно, название. Наверняка вы знаете, что именно пятый образец, преподнесенный Эрнестом Бо, оказался самым удачным. Прибавьте сюда счастливую для Габриэль пятерку и официальную дату создания – 05.05.1921. Сомнений не было, вместо модного тогда игривого названия будет практичная цифра, которую, кстати, не придется переводить, – No5.

Четкие линии, простая неизменная форма: предназначение этого закона - хранить драгоценное содержимое!
Четкие линии, простая неизменная форма: предназначение этого закона - хранить драгоценное содержимое!

Еще одно новаторское решение – дать аромату лицо. Первой в рекламной кампании Chanel No5 1937 года появилась сама Габриэль Шанель. В разное время музами становились другие, не менее прекрасные женщины: Катрин Денев, Кароль Буке, Николь Кидман и – с 2020 года – Марион Котийяр. А рекламные кампании и фильмы снимали культовые режиссеры и фотографы, от Ричарда Аведона до Хельмута Ньютона, от Ридли Скотта до База Лурмана. Конечно, сложно не упомянуть и неофициальную посланницу, Мэрилин Монро, и ее легендарный ответ на вопрос «Что вы надеваете перед сном?» – «Пару капель Chanel No5». Надо ли говорить, что после этих слов продажи аромата взлетели до небес?

Впрочем, и сейчас, 100 лет спустя, Chanel No5 остается номером один. Самый желанный, самый продаваемый, самый популярный. Все дело в секретной формуле, которая до сих пор держится в строжайшем секрете, сотрудничестве с одним и тем же производством в Грассе, где каждый год жасмин и роза собираются вручную на восходе солнца, неусыпный контроль мастера-парфюмера дома Chanel Оливье Польжа, нанесение специальной мембраны на горлышко каждого флакона духов, которую затем оборачивают черной нитью, и печать с двойным С, гарантирующая герметичность флакона. Искусство в каждой детали. И как сказала Габриэль: «Chanel всегда No1, даже если это Chanel No5».

Оригинальная статья была опубликована в журнале Grazia Special SS'21

Кто из лиц аромата Chanel №5 вам нравится больше?
Кто из лиц аромата Chanel №5 вам нравится больше?