Найти в Дзене

Что значит «вернуться в родную гавань»

Повторяемость дат невольно приводит к мысли и о повторяемости событий.
Феликс Нойцайт
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

13 марта 1938 года опубликованием Закона "О воссоединении Австрии с германской империей", согласно которому страна объявлялась одной из германских земель ("Остмарк"), завершилась, как на тот момент казалось, история Австрии.

Как случилось так, что одна независимая и международно признанная страна оказалась поглощена другой страной?

При всём родстве австрийцев и немцев, Австрия и Германия никогда не представляли из себя единого государства. Более того, на протяжении многих десятилетий являлись цивилизационными конкурентами и даже вели между собой войны.

Откровенное тяготение к интеграции появилось после чудовищного краха, постигшего оба государства в ходе Первой мировой войны. Империя, как принцип государственного построения была предана анафеме и все идеи возрождающегося Рейха были связаны с созданием национального государства. Государства, которое объединило бы германские народы и стало бы гарантом их процветания.

Надо сказать, что взаимная тяга двух германских народов была замечена победителями, и отдельным условием заключенного мира был запрет на объединение Германии и Австрии.

Пришедший к власти в Германии национал-социализм сразу поставил своей целью сбросить оковы позорного Версальского мира и приступить «к собиранию земель». Первый звонок – Саарский плебисцит» 1935 года (больше 90% за присоединение к Германии), когда в состав Рейха вошло полунезависимое образование Саарская территория. Коллективный Запад для порядка погрозил пальчиком, французы даже ввели какие-то санкции. Которые конечно никого не остановили и более того, ответом был закон о создании Вермахта.

Стало понятно, что следующим объектом «мирной агрессии» станет Австрия. Более того, у нее были все шансы стать и первым, но нацистский мятеж, начавшийся с убийства австрийского канцлера Энгельберта Дольфуса, оказался подавлен … австрийскими фашистами. Поддержал Австрию и Муссолини, отправивший к ее границам лучшие альпийские дивизии.

Диктаторский режим Муссолини и был в те годы единственной причиной, удерживающей Гитлера от аншлюса Австрии. Не «Коллективный Запад» и не Лига Наций. Вообще, Лига Наций чем-то напоминала нынешнюю ООН – много слов и почти никакого дела. А если что-то и делалось, то лучше бы не делалось вообще ничего.

Скамью из-под ног Австрии выбила как раз Лига Наций, исключившая Италию из своего состава (вот судьба европейских народов ее не беспокоила, а из-за эфиопов вдруг вскинулась) и разрушившая антигитлеровский Фронт Стрезы.

Вообще же, надо сказать, что ожегшись в 34-м, Гитлер осознал, что невозможно диктовать волю свободному народу, а надо добиваться его согласия. И австрийцы видели, как меняется жизнь в Германии, как строятся новые дороги и фабрики, какие меры предпринимаются для поддержки населения, как стремительно растет благосостояние немцев. И самое главное – австрийцы увидели в Германии настоящие глобальные цели и великие перспективы, которые не могла достичь маленькая Австрия.

Гитлер, если так можно выразиться, холил и лелеял австрийцев, шел на договоренности даже в ущерб краткосрочной прибыли, лишь бы плотнее связать Австрию и Германию в экономическом и культурном плане.

Он не повышал каждый год цены на уголь и не пытался отковырять от страны какой-нибудь кусочек типа Форарльберга. Напротив, он выставлял Германию как гаранта интересов и прав австрийцев.

Итогом стал март 1938 года. 12-ого числа Вермахт без единого выстрела занял страну и уже 13 марта Австрия стала частью Рейха. Формально статус-кво зафиксировал общий германо-австрийский плебисцит (сиречь, референдум). В Германии за аншлюс проголосовало 99,08 % жителей, в Австрии — 99,75 %.

-2

Международное сообщество опять умылось. В предпоследний раз – своей участи дожидалась Чехословакия.

Забавный факт – единственной страной прямо выступившей против аншлюса оказалась… Не. Не Англия и не Франция. Уже не Италия и не СССР. Мексика! Во как.

Фактический конец карьере Гитлера положила лишь Польша, своим героическим сопротивлением окончательно склонившая чашу общественного мнения против диктатора и заставившая, наконец, «Коллективный Запад» вспомнить для чего он тут поставлен – охранять европейскую цивилизацию – и взяться за оружие.