В 1938 году уже вовсю "полыхало" в Испании. Но в тоже время мало кто знает, что уже тогда японская армия наступала и захватывала китайские территории. И хотя история говорит, что Вторая мировая война началась в сентябре 1939 - го года, многие аналитики прошлого склонны решать,что всё началось значительно раньше... Воспоминания очевидца тех тех лет, о его "командировке" в Китай, где в 1937-м году японская армия начала боевые действия на материке.
* * * " Весной тридцать восьмого года, нас, большую группу лётчиков-бомбардировщиков, вызвали в столицу. Отборочная комиссия решала куда нас отправить - в Испанию ,или в Китай. Меня спросили готов ли я помочь китайскому народу в борьбе против японского ига. и я ответил утвердительно. После комиссии мне объявили, что я зачислен в группу на отправку в Китай.
...В середине мая мы вылетели на фронт. Место назначения город Хуанькоу, там находилось правительство Китая после захвата японцами Нанкина. Война здесь не особо ощущалась.хотя до города докатилась волна беженцев с юга. Среди местных торговцев было много белоэмигрантов, и почти все торговцы продолжали получать товары из оккупированных японцами районов Китая.
С первых дней в Ханькоу нам удалось убедиться, что наши политработники правильно говорили о необходимости соблюдать бдительность. Нам же все меры предосторожности казались чрезмерными - мы и так приехали в штатском,без документов и под другими фамилиями. Оказывается секретность была не напрасной. Среди местных торговцев было немало японских агентов. Однажды мы заглянули в лавку здешнего русского "купца", когда искали цветные карандаши для работы с картами. Торговец сказал,что получил недавно несколько коробок от поставщика,но пока не знает цен, а если мы хотим чтобы он отложил нам товар - то пусть каждый напишет свою фамилию на коробке. Заподозрив неладное мы поставили простые метки на коробах. через два дня мы получили свой товар.А позже узнали. когда японцы подошли уже к Ханькоу.что этот торговец был арестован.как шпион...
Боевые действия для нашей эскадрильи начались с задания бомбить переправу через Хуанхэ в районе Сиани. Мы Вылетели тройкой без истребительного сопровождения. Я был правым ведомым. Погода была сложная - дождь и низкая облачность. На подходе к цели увидели скопление японских войск возле переправы. Несмотря на вражеские зенитки, мы отбомбились удачно. Мне впервые довелось оказаться под обстрелом. Оказалось .что разрывы зенитных снарядов хорошо слышны в кабине, даже сквозь рев самолётных двигателей. На выходе из атаки, я угодил в плотные облака и потерял своего ведущего. после чего остался в одиночестве. Решил возвращаться сам, и еле дотянул до запасного аэродрома на последнем горючем.Главную задачу мы выполнили - переправу японцев разрушили.
Потом настали обычные боевые будни. как правило мы действовали без истребительного прикрытия. Считалось,что бомбардировщики наши обладают достаточной скоростью и хорошо вооружены для отражения атак противника, находясь в плотном строю.
Наш бомбардировщик и вправду превосходил японские истребители И-96 и И-95 по скорости полёта и по высоте. Но японцы выпустили уже новую более мощную машину И-97, и этот "перехватчик" имел возможность достать нас, обладая необходимой скоростью полёта. При встрече с такими истребителями необходимо было сохранять строй, для того чтобы общими усилиями отбить атаку противника.
Мы действовали вполне успешно и за всё время вылетов потеряли лишь один экипаж,который подбили зенитки. Но наши удачные действия в небе не могли остановить продвигавшихся вперёд большой численностью японские войска.
В июле месяце подбили и мой самолёт. Утренний вылет на задание прошёл успешно. Затем, был приказ повторить атаку сразу пятью самолётами. Со мной шли четыре экипажа китайских лётчиков. На рулёжке у двух самолётов отказали моторы, а ещё один не смог после взлёта спрятать шасси и тоже вернулся "домой". Полетели на задание вдвоём.
Прибыли к цели на высоте 5000 метров. Легли на боевой курс. китайский ведомый держится уверенно сзади. Штурман дал команду на доворот ,а стрелок тут же сообщил, что видит четыре пары вражеских истребителей внизу,которые собираются пойти в атаку.
Я решил ещё набрать высоту и поднялся выше. Штурман скомандовал: "Так держать" - и уже прицелился. Слышу встряску открывшихся бомболюков и затем толчок - это ушла вниз тяжелая бомба в пятьсот килограмм. Потом я спросил стрелка, видит ли он японские истребители. Тот ответил,что потерял их из виду. На высоте ощущается нехватка кислорода, а кислородных приборов у нас нет. Состояние не из лучших, и понимая что так долго нам не протянуть на такой высоте, я решаю снизиться, потому что в глазах уже прыгают разные "зайчики" от нехватки кислорода.
Тут я совершил ошибку, решив, что мы сумели оторваться от истребителей противника. Едва самолёт снизился на 5500 метров,как стрелок сообщил: "Веду огонь по японским истребителям, что атакуют снизу!"
Сразу же за этой речью мой штурвал сводит как судорогой - попадание. Пулеметная очередь вспарывает нам правый борт. Мотор стал работать с перебоями и захлёбываться. Нас повело вправо и валит на крыло.
Китайский ведомый, видя что мы задымили, резко уходит в сторону и мы остаёмся одни. Впереди облачный фронт над горами - это наша надежда на спасение. Японцы успевают сделать ещё заход на нас, и всё - мы скрываемся в облаках. До аэродрома нам не дотянуть - второй мотор тоже работает с перебоями,то ли от перегрева, то ли поврежден. Мы быстро теряем высоту,и я вижу внизу горы , а на узких террасах рисовые поля. Это наш последний шанс,придётся садиться на "брюхо". Мотор чихает чаще и чаще. Штурман поворачивается боком на своем месте,а стрелок сильнее хватается за турель. Пора садиться. Успеваю немного ещё погасить скорость и выровнять крен - наш самолёт плюхается в воду и во все стороны летят фонтаны грязи. Скользим по рисовому полю. а впереди нас несётся огромная грязевая волна. Остановились. Все живы. Даже не верится, стрелок только ободрал себе лоб.
Открыл залитый грязью фонарь кабины. Внизу видна китайская деревушка. Похоже мы на свободной от японцев территории, но уверенности в этом нет. Поэтому держим наготове оружие.
Вскоре появляются китайские крестьяне. которые жмутся осторожно у кромки поля. Выбираюсь на крыло и размахиваю руками. Подходят несколько военных, проверяют наши документы, кричат что-то крестьянам и те уже веселеют. мы спускаемся на землю - вернее в густую жижу, что выше колен. Китайцы помогают нам снять с бомбардировщика пулемёты. Когда входим в деревню нам устраивают настоящий фейерверк: люди запускают в небо самодельные хлопушки.
...На ночь мы останавливаемся в доме старосты. Через два дня добираемся на свой аэродром. Там нас встречают будто мы вернулись из небытия. Китаец-ведомый вернувшись на аэродром рассказал,что видел как нас атаковали шесть истребителей и как мы пошли вниз с дымящимся мотором.
Через полмесяца пришел приказ нам возвращаться домой,а на смену прибыли другие лётчики. "
* * *