Говорила мне тетка Аниса, чтобы не выходила я замуж за Павла, что семья у них сильно драчливая, как соберутся - то обязательно подерутся, а если не подерутся, то переругаются - скандальные.
Не послушала свою тетку, вышла замуж за Павла - любила его и до сих пор люблю. Не зря говорят: - «сердцу не прикажешь»
На свадьбу вся родня собралась, съехались в деревню. Хорошо, что лето было, ночевать всех смогли разместить; на сеновале, в сенях, в предбаннике, под навесом.
Прокоп - свёкор, он специально для этих целей свежей травы накосил, а спать на траве приятнее, чем на самой дорогой перине, мягко и от каждого движения, от травы аромат идёт. Кто хотя бы раз спал в таких условиях, не сможет забыть деревенского удовольствия - спать под открытым небом.
Свадьба с драки началась, место для лошадей не поделили, потом за стол не туда посадили, а когда все хорошо поели и изрядно выпили, то скандалили и дрались без повода, просто так.
Прокоп для свадьбы три фляги самогона выгнал, это больше ста литров, а ещё медовухи несколько фляг заготовил. Свекровь наливки выставила. Гуляли три дня, в последний день уже не дрались и не скандалили, больше обнимались, родственные чувства оголились, да и в драках все спорные вопросы решили. Песни пели, кадриль отплясывали.
Когда гости все разъехались, огляделась свекровь и только головой покачала - посуды было много побитой, мебель поломана. После свадьбы хозяйство в порядок неделю приводили, всё перемыли, тряпки, что стелили для гостей, перестирали, на реке переполоскали, высушили, а потом вальком все перекатали и в сундуки уложили.
В семье у свекра все были работящие и руки у всех из правильного места росли, с любой работой справлялись, одна беда по их родне из поколения в поколение переходила - не могли они сдерживаться, то кулаки в ход пускали, то скандалили.
Однажды Пашка пригласил в дом компанию друзей, отсеялись, чтобы в поле всё росло и погода хорошая стояла, есть повод выпить. В деревне мужики находили повод и частенько пьянки устраивали. А бабы деревенские смотрели и терпели, а против, проделок мужика, нельзя было слово сказать. Осудили бы, не поняли.
Расставила Мария закуску на стол, а сама в уголок присела, чтобы подать на стол ещё еды, если закончиться.
Сидят мужики за столом, водку хлещут, спорить начали. Редкие бабы понимают в тонкостях тракторного механизма, и Мария не поняла, из-за чего они начали драку. Председатель - Мишка, не те запчасти привез, напутал, а трактористов вместо себя решил обвинить. Пашка из-за своего характера, не сдержался и председателю объяснил: « что нельзя простым работягой себя от большого начальства прикрывать, сам опростоволосился - сам и отвечай».
Но когда объяснял, то малость перестарался. Побил маленько, а потом в подпол посадил, чтобы тот обдумал своё неправильное поведение. Чтобы Мишка - председатель из подпола не вылез, на крышку бочку в водой поставил, чтоб наверняка.
Через день в деревне заметили, что председатель исчез, искать начали, а он как в воду канул.
Мишка - председатель на третий день пришёл в себя, оглянулся вокруг, а в подполе темным - темно и орать начал, орал так, что в соседних дамах его было слышно. Милиционера пригласили, он акт составил, запечатлел факт хулиганства.
С Павлом долго разбираться не стали, посадили за драку. Дали целый год поселения в соседнем районе.
Мария едет в поезде, на свидание к мужу, в поселение и жизнь свою с Павлом вспоминает.
Прожили не много, всего три года, а вспомнить что-то хорошее не может. Одна работа. В колхозе работа. Дома тоже работа. Павел если не работает, то пьёт. Руки, правда, на неё не поднимает. Что она видела за это время? Ничего.
Чтобы на свидание к мужу отпустили, она целый месяц без всяких выходных работала. Три дня дали.
Уехать бы куда-нибудь далеко далеко от этой жизни, да куда без паспорта устроишься. А паспорта в деревне не давали, вот так и жила Мария в деревне с самого рождения.
От станции до поселения, восемь километров, шла пешком, транспорта попутного не встретила, ещё две сумки тяжёлые в руках несла. В сумках продукты, да одежда для Павла.
В поселении её никто не встретил.
Спросила прохожего, как найти Павла - мужа своего.
Показали куда идти. Пришла. А он и не рад, вместо здравствуй, орать начал, что сына ему не привезла - посмотреть, как он подрос.
У Марии, от усталости и от обиды слёзы из глаз ручьём бегут и никак остановиться не могут.
«Болезненный сынок наш, да мал ещё, всего два годика-не перенести ему дорогу дальнюю»- ответила Мария
От этих слов Павел из себя вышел, орать начал - « Если сын наш умрет, то жить с тобой не буду, разойдёмся в разные стороны».
Только сейчас осознала Мария слова своей тетки Анисы. - «Не будет тебе житья с Павлом, не умеет он любить. На его род проклятье наложено на веки вечные. Будет он пить скандалить и кулаками махать, а деток ему родишь, проклятье детям перейдёт»
Всю обратную дорогу думала Мария, как ей поступить? Кто сможет это проклятье с родни Павла убрать?