Психосоматические расстройства, в основном, развиваются на фоне алекситимии — по-гречески это означает «нет слов для чувств». Алекситимикам тяжело подобрать слова для описания своих чувств. Язык тела заменяет им язык души. В сложных ситуациях алекситимики испытывают неопределенные и буквально неописуемые страдания. Им трудно проявлять сочувствие, они редко плачут и почти не видят снов, не могут понять переносный смысл высказываний. Из-за постоянного контроля их движения неуклюжи, речь монотонна и однообразна. Есть тест на определение уровня алекситимии.
Мышление в высшей степени конкретно, прагматическитехнично и направлено на механическую, функциональную сторону описываемого. Они ориентируются прежде всего на вещественный мир, монотонно и подробно излагают тривиальные события обыденной жизни, им свойственны хронологически упорядоченные реакции и поступки.
Запертые в панцире материального, алекситимики воспринимают другого только как некую копию себя самого. Внутренние диалоги у них смазаны, слитны, в них трудно различить два внутренних голоса. Их речь не затрагивает внутренний мир, лишена колоритности, эмоциональных нюансов и утомляет собеседника. Основным способом самовыражения являются жесты идействия, нередко импульсивные. Из-за постоянного контроля их движения приобретают оттенок скованности, «деревянности», речь становится монотонной и однообразной.
Алекситимия происходит из семейной среды, в которой нет места словесному выражению чувств, переживаемых в данный момент.
Психосоматические семьи отличаются слабыми границами между поколениями, недостаточной автономностью отдельных членов и вместе с тем — родительской разобщенностью. Характерна гиперопека со сверхчувствительностью к стрессу членов семьи. В этих семьях существуют строгие правила взаимоотношений между родителями и детьми, запрещено эмоциональное общение. Такая семья функционирует как жесткая система, неспособная к эффективному разрешению конфликтов, совместному поиску выхода из проблем и конструктивному совладанию с лишениями и утратами. Болезнь ребенка становится спасательным кругом в семейном шторме. Болезненные симптомы становятся условно выгодными как больному, так и семье в целом, давая возможность сфокусироваться на его недомоганиях и тем самым избежать внутрисемейных разборок.
Тревожная мать воспринимает ребенка сквозь призму постоянной опасности его заболевания, как хрупкую вещь, которая может легко сломаться. Только болея, ребенок получает эмоциональный доступ к матери. В результате сохраняется симбиотическая связь с матерью на языке тела и не развивается способность к выражению своего состояния с помощью слов. Эта позиция может затем подкрепиться многолетним наблюдением у врачей, также нередко зацикленных на состоянии здоровья и обнаруживающих проявления алекситимии.
Алекситимик строит свою личность как больной человек, жертвуя «здоровыми» эмоциональными функциями на границе своего Я. Взамен развиваются инструментальные функции (интеллект, память, деловые навыки), культивируемые психосоматической семьей и школой. Человек поворачивается от матери к миру вещей и дел, так как их позволено контролировать.
Причины развития психосоматических расстройств
1. Эффект внушения авторитетным человеком. Если ребенку в детстве часто повторять слова типа - слабак, плакса, слюнтяй и т. п., то очень часто дети начинают демонстрировать поведение, соответствующее внушенному, которое автоматически переходит во взрослую жизнь.
2. Стремление быть похожим на кого-то. Постоянно имитируя другого человека, личность как бы отстраняется от своего собственного организма.
3. Самонаказание, когда человек, совершивший какой-нибудь неблаговидный, на его взгляд, поступок, бессознательно наказывает себя. Результатом этого могут быть травмы и соматические нарушения.
4. Элементы «органической речи», которая физически воплощается буквально. Например, слова «у меня сердце за него болит», «Я задыхаюсь в этой атмосфере», «Это невозможно переварить» могут превратиться в реальные симптомы.
Можно развить свое умение распознавать чувства и эмоции с помощью групповых или индивидуальных занятий с психологом.
А можно самостоятельно воспользоваться некоторыми приемами:
1. Написать список чувств. Возьмите листок бумаги и выпишите все слова, обозначающие чувства, которые вы используете в повседневной жизни: «радость», «страх», «неуверенность», «уныние». Имейте в виду, что «хочется кричать» и «хочется кого-нибудь ударить» – это не чувства, а действие. Когда вы поймете, что больше никаких слов в голову не приходит, обратитесь к интернету, прозе, стихам.
2. Подбор иллюстраций. Когда список слов составлен, можно попробовать понять, что каждое из них значит лично для вас. Что для вас «апатия», «воодушевление» и «злость»?
3. Оценка качества состояния в случайные моменты времени. Упражнение состоит в том, что в разное время дня человек оценивает по шкале от 0 до 10, насколько он счастлив и доволен (0 – полная безысходность и отчаяние, 10 – абсолютное счастье, ликование, восторг).
4. Дневник самонаблюдения. Ведение дневника негативных переживаний, которые необходимо анализировать по следующей схеме:
а) обозначение чувства в свободной форме;
б) телесные ощущения в момент переживания чувства;
в) мысли, сопровождающие переживание;
г) что спровоцировало возникновение чувства;
д) к каким действиям и к какому взаимодействию с другими людьми побуждает это чувство;
е) что это чувство говорит о том, что важно для испытывающего его человека;
ж) что было сделано для того, чтобы справиться с этим чувством (при необходимости).
Данный способ помогает узнавать негативные эмоции в их зарождении и понимать как на них реагировать. Так же помогает "оживить" свой мир.
#психосоматика #психология #болезни #психобагаж