Встреча Масленицы представляла собой особый ритуал. Он состоял в почетном ввозе специально сделанного чучела, олицетворявшего собой праздник.
Иногда несколько парней ввозили в деревню сани, в которых рядом с чучелом Масленицы стояла самая красивая девушка. За ними сзади двигалась еще целая вереница саней и разрисованных салазок с празднично разодетыми девушками.
Праздник начинался на высоком месте деревни или на специально возведенной катальной горе. Первыми встречали Масленицу дети, молодые девушки и парни. Они же являлись и основными исполнителями всех последующих действий. От начинающегося праздника ожидали радости, веселья, обильных трапез и развлечений, поэтому и старались встретить его как можно веселее и приветливее, надеясь, что и Масленица ответит им тем же. Дорогую гостью закликали, окликали, гукали; все действие сопровождалось соответствующими песнями-причитаниями:
«Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя масленица, красная краса, русая коса, веточка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…» (Сахаров И.П., 1990, стр. 329.)
«А мы масленицу дожидали,
В окошечку доглядали,
В окошечку поглядали...
Сыром, маслицем поливали.
На горушку выходили,
Сыр и с маслицем выносили,
Сыром, маслицем поливали,
Чтобы горушки были катливые,
Чтобы девушки были гудливые».
(Календарно-обрядовая поэзия сибиряков,1981,с. 138.)
Источник: Российский Этнографический музей. Масленица.
Однако в фольклоре Масленица из олицетворения праздника превращается в женского персонажа: в масленичной обрядности появляются и другие «имена» Масленицы — Авдотья, Дуня, Прасковея.
Часто Масленица называлась «гостьей»: было представление, что она на санях приезжала к ожидавшим ее людям погостить, а спустя несколько дней вновь уезжала-пропадала.
Кто же такая Масленица?
На этот вопрос нам даёт ответ этнография.
Считается, что обряды Масленицы некогда составляли с обрядами встречи весны единый комплекс проводов зимы и встречи весны. Среди масленичных действ есть немало такого, что в далеком прошлом явно относилось к более позднему по календарным срокам, весеннему, обрядовому циклу, а среди масленичных песен имеются типичные песенки-веснянки.
Кульминацией праздника были проводы Масленицы, справлявшиеся в конце праздничной недели, в Прощеное воскресенье. Но постепенно сложилась традиция отмечать и встречу Масленицы - в начале недели, в понедельник. Установлено, что этот обычай - недавний и вторичный, он возник под влиянием древнего обряда встречи весны (точнее, встречи приносящих весну перелетных птиц), который в церковно-народном календаре отмечался вслед за Масленицей - в марте. Во многих местностях восточнославянского мира встреча птиц была приурочена к первому дню первого весеннего месяца - то есть к 1 марта (по старому стилю). В православном календаре это был день святой Евдокии (Авдотьи). Примечательно, что Масленица именовалась Авдотьей по большей части как раз в тех песнях, что пелись при встрече Масленицы. Видимо, это имя было перенесено на Масленицу вместе с темами песен и с обрядовыми действиями, исходно относившимися к дню встречи весны и птиц.
Дуней масленицу называли в песнях о свадьбе:
Наша деревня не женится,
Красные девушки замуж не йдут.
Ох, красные девушки замуж не йдут.
Задумала Дунярушка, замуж пошла...
Дуня здесь — девушка-невеста, в песне очевидны свадебные мотивы. Песни про Дуню были весьма распространены. Они звучали на свадьбах и при некоторых календарных обрядах весенне-летнего цикла, а также были плясовыми, хороводными, лирическими. Пелось в них про Дуню и ее миленького, о сватовстве к Дуне или о любви Дуни и Ивана, о Дуне и кузнецах.
Но иногда в обрядовых песнях Масленица именовалась также Прасковеей:
...А маслеиныя Прасковея.
Ой, Прасковея, лют, Прасковея
Приходи-ка к нам поскорее,
Ой, поскорее, люли, поскорее...
Прасковея, Прасковья — это простонародные формы имени Параскева, что в переводе с греческого означает «пятница». День памяти святой великомученицы Параскевы-Пятницы отмечают 28 октября (по старому стилю). Параскева — покровительница женского рукоделия и особенно почиталась в осеннем обрядом цикле, когда женщины занимались прядением. Интересно, что Святая Евдокия (Авдотья) считалась покровительницей овец. Овечья шерсть обрабатывалась крестьянками, и потому вполне естественно, что женская святая одновременно опекала и овец. Получается, что обе святые - Парасковья-Пятница и Евдокия - сходные персонажи народного православия. Близость календарных дат дня Св. Евдокии и Масленицы позволили войти в народный фольклор и этому пласту народной поэзии.
Масленица, святая Евдокия, Параскева-Пятница...
Возможно, в этих сходных образах народного православия запечатлены архаичные черты древнейшего женского божества славян. Эта языческая богиня явно имела отношение к весеннему новогодью и к пробуждению природы, к человечьему чадородию (свадьбам и рождениям), она давала жизненную силу людям, скоту, природе, но в то же время могла быть грозной и губительной. А на осень приходились: отмечавшееся в допетровскую эпоху сентябрьское новогодие, плодоносная пора сбора урожая, "бабье лето", свадебные недели, дни особого почитания женской святой - Параскевы-Пятницы. Поэтому, подытоживая всё сказанное, можно выдвинуть осторожное предположение, что не только весенний, но и осенний календарный рубеж, некогда был связан с этим (или, быть может, с другим, но весьма похожим на него) божеством. Иначе говоря, этому женскому божеству были посвящены обряды, соответственно открывавшие и завершавшие теплое время года.
Источник: В. А. Коршунков. Имена Масленицы (этнографческий комментарий к обрядовому фольклору).