Найти тему
Senkin

Покрышкин Александр Иванович: жизнь и детали биографии одного из самых результативных советских асов, первого трижды героя СССР

Советский военачальник, маршал авиации, лётчик-ас, военный лётчик 1-го класса. Первый трижды Герой Советского Союза. Кандидат в члены ЦК КПСС. Член Президиума Верховного Совета СССР. Депутат Верховного Совета СССР. Кандидат военных наук.

Александр Иванович Покрышкин (родился 6 марта 1913 года - умер 13 ноября 1985 года) - маршал советских военно–воздушных сил. Он был удостоен звания Героя Советского Союза трижды (24 мая 1943 года, 24 августа 1943 года и 19 августа 1944 года).

Покрышкин был, в дополнение к трем золотым звездам Героя Советского Союза, награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова (2-й степени), двумя орденами Красной Звезды, рядом других медалей и иностранными орденами, такими как медаль Армии США за выдающиеся заслуги, которую он носил под другими медалями на некоторых фотографиях.

Покрышкин был великим тактиком советских военно-воздушных сил во время Второй мировой войны. Он почти в одиночку боролся за изменение устаревшей советской тактики, которая действовала в 1941 году, когда началась война. Идти против тоталитарного истеблишмента и открыто бросать вызов утвержденной тоталитаризмом боевой доктрине едва не стоило ему карьеры и, возможно, жизни. После открытой критики официальной тактики, приведшей к огромным потерям, и обучения своих коллег-пилотов новой тактике, которую он изобрел сам, он был наказан и должен был предстать перед военным трибуналом. Однако слух о его изобретениях дошел до некоторых начальников в Москве, и вместо военного трибунала Покрышкин был награжден и повышен в должности. К концу войны его труды были опубликованы и распространены среди всех советских пилотов, и он много путешествовал по истребительным полкам, читая лекции молодым пилотам о своей технике.

Ранние годы

Покрышкин родился в Новосибирске, в семье крестьянина, ставшего фабричным рабочим. Он вырос в бедной, кишащей преступностью части города, но, в отличие от большинства своих сверстников, его больше интересовала учеба, чем драки и мелкие преступления. В раннем подростковом возрасте его прозвище было Инженер. Он подхватил "авиационный жук", когда ему было 12 лет на местном авиасалоне, и после этого мечта никогда его не покидала. В 1928 году, после семи лет учебы в школе, он нашел работу строителя. В 1930 году, несмотря на протесты отца, он ушел из дома и поступил в местный технический колледж, где получил диплом за 18 месяцев и еще шесть лет проработал сталелитейщиком на местном заводе боеприпасов. Впоследствии он пошел добровольцем в армию и был направлен в авиационное училище. Казалось, его мечта наконец-то сбывается. К сожалению, летная школа была внезапно закрыта, и вместо этого всех студентов перевели на обучение в качестве авиационных механиков. Десятки официальных запросов были отклонены с простой формулировкой "Советская авиация так же остро нуждается в механиках".

Покрышкин стремился преуспеть как механик. Окончив школу в 1933 году, он быстро поднялся по служебной лестнице. К декабрю 1934 года он стал старшим авиационным механиком 74-й стрелковой дивизии. Он оставался в этом качестве до ноября 1938 года. Он изобрел усовершенствования пулемета ШКАС и самолета-разведчика Р-5.

Наконец, во время своего отпуска зимой 1938 года Покрышкин смог пройти ежегодную гражданскую пилотную программу всего за 17 дней. Это автоматически давало ему право на поступление в летную школу. Даже не собрав чемодан, он сел на поезд, идущий в летную школу. Он окончил школу с отличием в 1939 году и в звании старшего лейтенанта был назначен в 55-й истребительный полк.

Вторая мировая война. Ранний опыт

Он находился в Молдавии в июне 1941 года, недалеко от границы, и его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его первый воздушный бой закончился катастрофой. Увидев в воздухе самолет, которого он никогда раньше не видел, он атаковал и сбил его, когда он снижался, заметил что на крыльях у него были советские красные звезды. Это был советский легкий бомбардировщик Су-2, пилотируемый командиром эскадрильи 211-го бомбардировочного авиационного полка М.И. Гудзенко. Это был новый тип бомбардировщика, который держался в секрете даже от других советских пилотов. Затем он отчаянно летал впереди всех остальных пилотов Миг-3, которые выстраивались в очередь на других бомбардировщиках Сухого, препятствуя любым другим "немецким победам" других пилотов его подразделения. Гудзенко выжил, хотя наводчик был убит.

Он заявил о своей первой победе, истребителе Bf-109, на следующий день, когда на его ведомого во время разведывательной миссии напали пять вражеских истребителей. 3 июля, одержав еще несколько побед, он был сбит немецким зенитным огнем в тылу врага и провел четыре дня, возвращаясь в свою часть. В первые недели войны Покрышкин начал очень ясно понимать, насколько устарела советская боевая доктрина, и начал медленно набрасывать свои собственные идеи в своих тщательно сохраненных записных книжках. Он тщательно записал все детали всех воздушных боев, в которых участвовал он и все его друзья, и провел подробный анализ каждого из них. Он сражался в очень сложных условиях: постоянное отступление, отсутствие контроля и связи, подавляющие шансы против превосходящего противника. Позже он скажет: "Тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, по-настоящему не вкусил войны".

За это время Покрышкин пережил несколько серьезных столкновений. Пулеметная пуля пробила правую часть кабины, перерезала его плечевые ремни, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв все ветровое стекло кровью. Дважды неразорвавшиеся бомбы приземлялись у него под ногами, один раз во время драматического налета на его аэродром на малой высоте пары Ju-88. Покрышкин попытался защитить свой истребитель, один из немногих оставшихся исправных самолетов, сняв гибкий пулемет с соседнего бомбардировщика и разместив его поверх фюзеляжа своего истребителя. Один из немецких бомбардировщиков увидел, как Покрышкин стреляет из единственного пулемета в этом районе, и полетел прямо на него, сбрасывая небольшие бомбы в пологом пикировании. Покрышкин наблюдал за приближающейся к нему чередой взрывов, но бомба, упавшая прямо рядом с ним, не взорвалась. Ju-88 сбросил его слишком низко; у бомбы было недостаточно времени, чтобы взорвать себя, прежде чем упасть на землю.

В какой-то момент, в 1941 году, после того, как подразделение было переведено в Котовск, был получен приказ о том, что все 13-мм пушки должны быть сняты с МИГ-3 для установки на новые самолеты заводского производства. Единственная проблема с этим заключается в том, что Миг-3 был вооружен парой пулеметов калибра 7,62 мм (.30 калибра) и одним крупнокалиберным пулеметом калибра 12,7 или 13 мм (.50 калибра). Самолет был недостаточно вооруженным, за исключением того, что под каждое крыло была помещена 100-килограммовая бомба, которую позже заменили на ракеты или даже подкрыльевые орудийные отсеки с одиночными пулеметами калибра 7,62 прямо за бортом шасси. Подразделение начинало использоваться для наземной атаки. Для этой цели было получено 10 самолетов И-16. Время от времени поступали МИГ-3, а затем подразделение начало перевооружаться ранее летавшими Як-1 из других подразделений для использования в качестве верхнего прикрытия. Осенью 1941 года Покрышкин, летавший на Миг-3 (возможно, в зимнем камуфляже), взлетел в условиях мокрого снега и дождя после того, как два других пилота разбились при взлете. Его миссия состояла в том, чтобы обнаружить танковую группу фон Клейста, которая была остановлена перед Шахтами, а затем потеряна советскими войсками. После некоторого времени полета на малой высоте, с низким расходом бензина, в такую погоду он, наконец, нашел их и смог благополучно вернуться на базу с этой важной информацией. За успешное выполнение этой миссии он был награжден орденом Ленина.

Когда началось летнее немецкое наступление 1942 года, часть 16 ГИАП была перевооружена истребителями Як-1 Яковлева, включая эскадрилью Покрышкина. В течение этого периода Покрышкин выполнял эскортные задания на самолетах Су-2 и Ил-2 "Штурмовик" и часто участвовал в боях с немецкими истребителями. 17 июля 1942 года во время воздушного боя с Bf.109 он отделился от своего ведомого Константина Фигичева и был атакован группой Bf.109G-2, пилотируемых опытным фельдфебелем Хансом Даммерсом и его ведомым унтер-офицером Куртом Кейзером. Сначала Покрышкин нырнул, чтобы убежать, но, поняв, что более тяжелый и быстрый Густавс поймает его раньше, он выполнил канделябр и бросок бочки. Это заставило немцев промахнуться, а затем Покрышкин сбил и убил Курта Кейзера с близкого расстояния. Вскоре после этого Покрышкин снова подвергся нападению Даммерса, и его Як-1 был поврежден. Но Покрышкин снова выполнил бросок бочки, заставил Даммерса скользнуть вперед, а затем сбил немецкого аса.

В конце лета 1942 года его полк был отозван с линии фронта для переоборудования на новый тип истребителя - Bell P-39 Airacobra. Во время тренировок в тылу Покрышкин часто конфликтовал с новым командиром полка Исаевым (бывшим штурманом полка), который не мог вынести его критики советской доктрины воздушного боя. Исаев сфабриковал дело военного трибунала, обвинив Покрышкина в трусости, неподчинении и неподчинении приказам. Покрышкин был отстранен от должности, исключен из штаба полка и лишен членства в партии. Однако ему помогли его товарищи по отделению, полковой политический комиссар и командиры дивизий, и вскоре он был оправдан, руководство 216 ИАД прекратило дело против него и восстановило его в должности.

Кубань

Самый значительный вклад Покрышкина в военные действия и самый впечатляющий послужной список был достигнут во время битвы за Кубань в 1943 году. В районе к востоку от Крымского полуострова в течение нескольких месяцев происходили ожесточенные воздушные бои, которые привели к нападению советских войск на сам Крым, где советские авиационные полки, базирующиеся на Кубани, сражались с базирующимися в Крыму воздушными силами люфтваффе. Полк Покрышкина сражался против таких известных немецких истребительных частей, как JG 52 и JG 3 "Удет". В этом районе происходили одни из самых ожесточенных боев на Восточном фронте, где ежедневно в воздухе находилось до 200 самолетов. Инновационная тактика Покрышкина по использованию различных типов истребителей, расположенных по высоте, так называемая "маятниковая" схема полета для патрулирования воздушного пространства, а также использование наземных радаров, контроллеров передового базирования и усовершенствованной центральной системы наземного управления привели к первой великой победе советских ВВС над люфтваффе.

Летом 1942 года 4-я воздушная армия, в состав которой входил Покрышкин, получила первые мобильные радиолокационные станции. Они были испытаны при перехвате немецких и румынских самолетов над водой и оказались весьма успешными.

В начале января 1943 года 16 ГИАП (Гвардейский истребительный авиационный полк = Гвардейский истребительный авиационный полк) был направлен в 25 ЗАП (Запасной авиационный полк = Резервный авиационный полк, подразделение, которому поручено проверять готовность самолетов отечественного производства и самолетов по ленд-лизу к боевой службе) вблизи иранской границы для перевооружения новыми самолетами, а также для приема новых пилотов. Многие из них пришлось переправлять из Ирана. Когда американцы с иранской стороны задерживали сборку, советские пилоты, участвовавшие в ней, чувствовали, что американцы умышленно препятствуют военным усилиям. Именно в это время подразделение переоборудовали в P-39 Airacobra, который, когда все прибыли, превратил подразделение в полк из 3 эскадрилий. 16-я гвардейская получила 14 P-39L-1, семь P-39K, самый последний из которых был приписан к Покрышкину, и 11 P-39D-2. Подразделение вернулось в строй 8 апреля 1943 года.

В течение оставшейся части месяца Покрышкину приписали 11 уничтоженных Bf 109 и один Ju.88.

Ему приписали уничтожение Bf.109 во время его самого первого полета на "Аэрокобре" 9 апреля 1943 года. Он уничтожил четыре Bf.109 12 апреля 1943 года, в один из своих самых успешных дней. Он снова отличился 15, 16, 20, 21 и 24 апреля - по одному Bf.109 в каждый день, добавив 29 апреля Ju.88 (вероятно, на самом деле He.111) плюс еще один Bf.109 30 апреля.Одно из самых известных сражений, в которых он участвовал, состоялось 4 мая 1943 года. Восемь аэрокобр Покрышкина были направлены наземным управлением на большую группу вражеских самолетов. Целых три эскадрильи устаревших юнкерсов Ju-87 Stukas сопровождал эскадрон Bf-109. Атакуя с солнца, пара Р-39 атаковала истребители, в то время как остальные шесть пикировали сквозь строй бомбардировщиков, дважды повторив атаку, используя метод Покрышкина, меняющий направления пикирования. Утверждалось, что было сбито двенадцать "Стуков", а Покрышкин утверждал, что пять (официально ему приписывали два). Позже в тот же день он сбил еще один Bf.109.

В большинстве последующих боев Покрышкин обычно брал на себя самую сложную роль, атакуя лидера немецких бойцов, который обычно был самым агрессивным. Когда руководитель полета был сбит, оставшиеся силы противника часто возвращались домой. Принимая это во внимание, среди его жертв в мае месяце были некоторые из таких экспертов: 6 мая 1943 года Покрышкин сбил "Мессершмитт", Bf.109G-2 из 9 убитых асов унтер-офицера Хайнца Шольце, который разбился при попытке приземлиться в Кутейниково. Два дня спустя его жертвой стал Bf.109G-4 лейтенанта Хельмута Хаберды.

Покрышкин получил свою первую награду Героя Советского Союза 24 мая 1943 года, а в июне был произведен в майоры, став командиром своей эскадрильи. 23 июня он обменял свой старый P-39K-1 BuNo 42-4421 "Белый 13" на знаменитый - и, кстати, не отмеченный никакими звездами победы - P-39N BuNo 42-9004 "Белый 100", на котором он летал до конца войны, за исключением испытания Берлинского автобана в качестве взлетно-посадочной полосы в фильме Константина Сухова "Белый 50".

"Освобождение Украины"

В середине июля 216 ИАД (ныне переименованная в 9 ГИАД) была развернута на юге Украины для оказания помощи в освобождении Донбасса. Там он продолжал побеждать немецких асов - 23 июля 1943 года Покрышкин сбил 56-киллового эксперта Uffz. Ханс Эллендт из 4./JG 52.

Он очень хорошо знал, что люфтваффе приказало своим летчикам оставаться на земле, если они знали, что он в воздухе. Пилот Пе-2 36 БАП Тимофей П. Пуниов вспоминал, что из-за больших потерь, понесенных из-за немецких истребителей, 16 ГИАП было поручено сопровождать их. Пуниов отчетливо помнит, что Покрышкин дважды нарушал радиомолчание, открыто говоря на частоте: "Внимание! Я - сотка. Поеду на работу!" (Внимание! Мне "100". Я иду на работу!). Ни в тех двух случаях, ни с тех пор немецкие истребители больше не пытались перехватить 36 БАП.

Незадолго до этого, 20 августа, Исаев, который был штурманом подразделения, а затем был повышен до командира, и с которым у Покрышкина были серьезные разногласия, сделал все, чтобы Покрышкин был лишен звания Героя Советского Союза, исключен из полка и предстал перед трибуналом. С 10 часов вечера и до следующего дня Покрышкин, майор 298 ИАП Тараненко, комиссар 16-й гвардейской Губарев и некоторые "особисты" (сотрудники НКВД) завершали допросы и расследования, которые продолжались, по крайней мере, до следующего дня. Губаревым с трудом удалось очистить имя и репутацию Покрышкина, и 24 августа 1943 года Александр был удостоен второго звания Героя Советского Союза.

21 сентября 1943 года Покрышкин участвовал в еще одном громком воздушном сражении. Это произошло на малых высотах прямо над линией фронта. Свидетелями этого стали десятки журналистов и представителей высшего командования. Покрышкин сбил три Ju.88 за один заход, охваченный ненавистью, так как он только что узнал, что вся семья Жмуда, его механика, была убита на оккупированных немцами территориях. Только два убийства были подтверждены, третий Ju-88 был зафиксирован как сбитый взрывом второго, а не из-за стрельбы Покрышкина. Все три "Юнкерса" подтверждены немецкими записями потерь - это были Ju.88A-4 из 5./RummKGr. Ранее в тот же день Покрышкин добавил к своему списку еще два Ju.87, почти наверняка Ju.87D-5 из 6./STG 1.

1944–1945

В феврале 1944 года Покрышкину предложили повышение по службе и легкую кабинетную работу по подготовке новых пилотов. Он сразу же отклонил это предложение и остался в своем старом полку и в своем старом звании. Однако он стал летать не так много. Пропагандистская машина сделала Покрышкина знаменитым героем, и ему не разрешали летать так часто из-за страха, что его убьют. Вместо этого Покрышкин проводил много времени в радиобункере, руководя боями своего полка по радио. В июне 1944 года Покрышкин был произведен в полковники и получил командование 9-й гвардейской авиационной дивизией.

19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов на фронте и 53 официальных убийств Покрышкин в третий раз был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза. Он был первым человеком, получившим награду трижды, и он единственный советский солдат, удостоенный этой награды в военное время. Покрышкину вообще запретили летать, но он сумел несколько раз обойти это правило и все еще продолжал время от времени сбивать самолеты противника.

Один из таких случаев произошел 30 мая 1944 года близ Яссы, Румыния. Весь 16 ГИАП вступил в бой с большим отрядом Ju.87, направлявшихся к советским сухопутным войскам в сопровождении Fw.190s и Bf.109. В последовавшей схватке пилоты "Аэрокобры" утверждали, что сбили пять "Стуков", три "Фокке-Вульфа" и один "Мессершмитт" без потерь - три Ju.87 были сбиты самим Покрышкиным. В следующий раз Покрышкин одержал победы 16 июля, когда ему приписали еще два Stukas и один Hs.129 из 10 (Pz)/SG 9, вероятно, Henschel Hs.129B-2 гауптмана Рудольфа-Хайнца Руффера, которому приписали 80 убийств танков. Его последней победой стал еще один Ju.87, сбитый 14 января 1945 года.

Из его официального счета в 65 побед только шесть были одержаны за последние два года войны. Основная часть побед Покрышкина пришлась на то время, когда советские военно-воздушные силы все еще сражались в невыгодном положении, включая одни из самых высоких результатов для любого советского пилота в самый трудный первый год войны.

После войны, когда закончилась Вторая мировая война, Покрышкин обнаружил, что его избегают из-за его предпочтения в военное время не советским самолетам. В 1948 году он окончил Военную академию во Фрунзе. В 1949-1955 годах он был заместителем командира 33-го истребительного авиаполка ПВО и командиром 88-го истребительного авиационного корпуса во Ржеве. Его неоднократно выдвигали на повышение. Только после смерти Сталина он снова оказался в фаворе и, наконец, получил звание маршала авиации. Однако он так и не достиг очень высокого положения в советских военно-воздушных силах, в основном занимая должности региональных командиров. В 1957 году он окончил Академию Генерального штаба. После окончания института служил начальником истребительной авиации Северо-Кавказского военного округа ПВО. С 1959 года он служил в 8-й отдельной армии ПВО (Киев), а с 1961 по 1968 год был командующим 8-й армией ПВО и заместителем командующего войсками ПВО Киевского военного округа. В 1968 году он стал заместителем главнокомандующего войсками противовоздушной обороны. Его высшим постом был пост президента ДОСААФ (1972-1981), в основном гражданской организации, которая в основном занималась обучением молодых гражданских лиц и подготовкой их к службе в Военно-воздушных силах. Покрышкин снова оказался подвергнут остракизму за свою честность. Несмотря на сильное давление, он никогда ничего не писал и не поддерживал прославление роли премьер-министра Леонида Брежнева в битве за Кубань, где Брежнев был второстепенным генералом. Покрышкин умер 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет. В Новосибирске в его честь названы улица, площадь и станция метро.

Он написал несколько книг о своем опыте военного времени. Он появился в нескольких эпизодах документальных фильмов о неизвестной войне, рассказанных Бертом Ланкастером.

Самолет, управляемый Покрышкиным

Покрышкин начал войну, летая на истребителе Миг-3 Микояна-Гуревича, в котором он одержал почти двадцать побед. В марте 1942 года подразделению было присвоено почетное наименование "16-й гвардейский истребительный авиаполк". В это время или вскоре после этого подразделение получило несколько Як-1, на которых Покрышкин также одерживал победы. В январе 1943 года его полк переоборудовали на аэрокобры Bell P-39 по ленд-лизу, которые, несмотря на стойкий миф, Советы никогда не использовали в роли штурмовиков. Советским пилотам понравился этот самолет, и они сочли его вполне конкурентоспособным с Мессершмиттом Bf-109 и превосходящим Фокке-Вульф FW-190 на малых высотах воздушного боя, распространенных на Восточном фронте. Покрышкину действительно понравилась разрушительная огневая мощь 37-мм пушки и 2 пулемета 50-го калибра, установленных в верхней части носа, синхронизированных для стрельбы через винт (воздушный винт), в дополнение к паре пулеметов 30-го калибра, установленных в каждом крыле, вне дуги винта и, следовательно, несинхронизированных. Он утверждал, что спусковой крючок пушки, расположенный в верхней части джойстика, невозможно нажать, не двигая рукой пилота, что заставляло самолет отклоняться от прицела, поэтому, в конце концов, он оснастил самолет своего полка так, чтобы одна кнопка одновременно стреляла из пушки и пулеметов. В своих мемуарах он описывает множество вражеских самолетов, которые сразу же распадались после попадания залпа. Покрышкина и его полк неоднократно просили перейти на новые советские истребители, такие как Ла-5 и Як-3. Однако Покрышкин счел огневую мощь Ла-5 недостаточной и лично не любил Яковлева, поэтому он никогда этого не делал.

Наконец, в 1944 году он нашел самолет, который был готов переоборудовать: Ла-7 Лавочкина. К сожалению, один из его близких друзей, советский 50-килловый (31 личный и 19 групповых) ас Александр Клубов погиб в результате неудачной посадки при переходе на Ла-7. В катастрофе обвинили неисправность гидравлической системы самолета. Покрышкин впоследствии отменил переоборудование своего полка, и есть множество сообщений о том, что вместо этого они начали летать на Bell P-63 Kingcobras. По соглашению о ленд-лизе с Соединенными Штатами Советскому Союзу не разрешалось использовать Р-63 против Германии; они были даны только для того, чтобы быть использованными в возможной битве с Японией. Таким образом, вполне понятно, что ни в каких официальных отчетах об этом не упоминается. Однако личные свидетельства немецких пилотов и членов зенитного экипажа, которые столкнулись с P-63 в небе Восточной Пруссии, а также воспоминания одного из пилотов эскадрильи Покрышкина, подтверждают этот факт. Сообщается, что 9-я ИАД получила около 36 Р-63, но они не использовались, пока боевые действия продолжались. Самолеты МиГ-3 были "белыми 5", "белыми 67", "4" и "7", а также "01" (возможно, не в этом порядке). Наиболее вероятный порядок - это "7", "4", "01" (зима 1941 - февраль 1942), "белый 5" (на заборах указано "ГВАРДИЯ" — вероятно, датируется тем временем, когда подразделению было присвоено это обозначение) и, наконец, "67". Затем он летал на истребителях Як-1, когда подразделение частично перевооружили на них. Он летал на P-39K-1 "Белый 13" 42-4421 над Кубанью, преобразованный в конце июня в P-39N-0 42-9004 "белый 100", а 28 мая 1943 года совершил полет на "белом 17", 41-38520 для выполнения одной миссии, и на знаменитой фотографии, сделанной с использованием Автобана в качестве взлетно-посадочной полосы, летал P-39Q-15 "белый 50", серийный номер закрашен (первоначально присвоен К.В. Сухову). Ему подарили 5 самолетов Ла-7 с надписью "От трудящихся Новосибирска Герою Советского Союза Александру Ивановичу Покрышкину", но сам он на них не летал. Подразделение, оснащенное Ла-7, в 1945 году вошло в состав 9-й гвардейской дивизии, превратив ее в дивизию из ЧЕТЫРЕХ полков. В какой-то момент в 1944 году ему, по-видимому, дали Ла-5ФН для личного пользования в ожидании долгожданного переоборудования всего подразделения Лавочкиным.

Подразделение, летало на P-63A или C Kingcobras после войны, и Покрышкин снова пронумеровал бы свой самолет "100". Наконец, несколько подразделений 9-й гвардейской истребительной дивизии, возможно, в конечном итоге перешли на Як-9П до его поступления в Военное училище в 1948 году.

Боевой послужной список

Советские военно-воздушные силы официально не подтверждали убийства, обломки которых не удалось найти, поэтому многие самолеты, сбитые над вражеской территорией, так и не были подтверждены. В последние годы фактическое количество убийств Покрышкина, становится спорным, в зависимости от источника. Например, российский историк Михаил Юрьевич Выков исследовал официальные отчеты о победах и сократил свой счет до 46 индивидуальных и 6 общих побед. Этот автор вместе с Александром Родионовым написал статью "Мутное небо 1941 года" ("Грязное небо 1941 года"), в которой говорится, что Покрышкин пытался украсть убийства Речкалова в 1941 году. Однако, с другой стороны, исследователь Олег В. Левченко обнаружил - основываясь на других официальных документах, личных документах Покрышкина, найденных после его смерти (которые он держал подальше от своей семьи), и воспоминаниях других товарищей Покрышкина, - что Покрышкин фактически сбил 94 вражеских самолета, повредил 19 и уничтожил еще три на земле. Левченко обнаружил, что не менее 15 побед, одержанных им в 1941 году, не были приняты во внимание, поскольку документы, подтверждающие их, были уничтожены во время поспешного вывода с одной базы на другую.

Для решения таких разногласий необходимо учитывать и другой фактор: Покрышкин, как и большинство других советских асов, также придерживался обычной практики отдавать свои убийства павшим товарищам. Каждое убийство вознаграждалось значительной денежной премией, и в день смерти пилота все убийства в полку часто зачислялись ему, чтобы оказать некоторую поддержку его семье. Обратите внимание, что подавляющее большинство убийств Покрышкина было совершено до и в течение 1943 года (когда качество летчиков люфтваффе было выше), а с лета 1944 года ему было категорически запрещено участвовать в воздушных боях (но он иногда не подчинялся приказу).

Наследие

Малая планета 3348 Покрышкина, открытая советским астрономом Николаем Степановичем Черных в 1978 году, названа в его честь.