Какая картинка рисуется у нас в головах, когда мы думаем о племенах в Африке, Австралии, Полинезии? Чаще всего мы представляем себе дикарей в набедренных повязках с палками наперевес и перьями в волосах. И если лет 50 назад такое представление ещё подкреплялась реальностью, то сейчас всё несколько изменилось.
Люди влияют на людей. Перефразируем: цивилизация влияет на образ жизни племён и очень часто далеко не в позитивном ключе. Их многовековая самобытность начала подвергаться влиянию извне довольно сильно в XXI веке. И вот почему.
Изменение места жительства
Первое, о чём надо сказать – это вынужденное переселение племён. Людям приходится покидать насиженные места, хотят они этого или нет. Вспомним людей-ягуаров из сельвы Амазонки, индейцев синта-ларга оттуда же, племя короваи из индонезийской провинции Папуа. Их, как и многих других просто выселили с привычных мест обитания.
Добыча каучука, вырубка лесов, поиск полезных ископаемых цивилизованным миром вынуждает племена не только терять свои убежища, но и пищу. Ведь животные уходят дальше в лес, плодовые деревья вырубаются, а лекарственные травы вытаптываются.
Новую жизнь приходится строить, подстраиваясь под новые условия. Это губит культуру, традиции, обычаи, меняет мировоззрение и уклад жизни людей.
«Гуманитарная» помощь
Сразу скажем, что в гуманитарной помощи изначально ничего плохого нет. Но между помощью и вмешательством находится глубокая пропасть. Так ли нужны племенам специально созданные резервации, где коренных индейцев пытаются «окультурить»?
Ведь что в итоге происходит? Человеческая натура устроена так, что мы всегда идём по пути наименьшего сопротивления. С этой точки зрения гуманитарная помощь играет с племенами злую шутку.
Зачем работать, сеять зерно, пасти скот, когда не надо беспокоиться о еде, тёплой одежде, предметах быта? Всё это просто дают, привозят какие-то люди. Коренных жителей племён это очень расхолаживает, целые народы «подсаживаются на иглу» гуманитарной помощи.
Вред племенного туризма
Пожалуй, только за последние 2 года (время пaндeмии) стало наглядно, почему популярная история с поездками в племена очень негативно влияет на жизнь аборигенов. У туристов из цивилизованных стран стало модным пожить в племени, чтобы увидеть его жизнь, быт и традиции изнутри.
Любителей попробовать местную пищу и поспать в аутентичных домах-гостиницах развелось уже немало. Наснимать кучу фото с местными жителями и разместить их в соцсетях – очень популярная история.
Только вот влияние такого туризма на племена куда больше, чем кажется: уклад их жизни меняется кардинально. Если раньше люди жили натуральным хозяйством, то постепенно они перешли на коммерческий образ жизни.
Прием туристов, фото, продажа сувениров приносят неплохой доход местным. Они уже могут позволить себе более удобную одежду, новые продукты питания и даже незнакомые ранее предметы быта. Постепенно самобытное племя превращается в людей, живущих «на публику».
Последствия
Но последние 2 года сильно повлияли на общины, привыкшие жить за счёт туризма: нет туристов – нет денег. При этом нет никаких запасов, а главное – нет желания возвращаться к привычному ранее труду.
Вот и выходит, что, даже желая помочь и вклиниваясь в привычный уклад жизни людей, мы с ног на голову переворачиваем мировоззрение целых народов, их взгляды на труд и свое место в мире. Это опасно, потому что теперь многим из них действительно нужна помощь, без которой им не выжить.
А давайте вспомним про диковинное племя банджо. Их называют морскими цыганами. Их дом – это лодка, а жизнь нелегка, но полна свободы и романтики.
Спасибо за ваши лайки 👍 и подписывайтесь на канал «Границы условные». Здесь ещё больше интересной, а иногда и полезной информации.