Мультфильм, Легенда о волках (2020 год).
Снят европейцами, и вышел очень необычным. Недаром его номинировали на Оскар, забегу вперёд и замечу — вполне заслуженно!
Ну во-первых не легенда о волках, а WolfWalkers — то есть Гуляющие с волками (если дословно). Но когда это заботило наших локализаторов? Далее с названием можно поинтерпретировать, если вспомнить, что псарей ещё звали - гончими. То есть WolfWalkers можно перевести как Гончие волков или Погонщики волков или Ведущие волков. Кому как нравится. Студия Пифагор внутри ленты перевела их как Сноволки, то есть ходящие во сне волками. Но если я продолжу развивать тему, то пойдут спойлеры, а испортить впечатление не хочу. Далее…
По картинке вы сразу видите что мульт вот прям для детей — и это так. Мультик действительно можно смотреть очень маленьким и он их ещё как увлечёт и не травмирует. Хотя есть один момент, когда я думал, что авторы переступят черту и поддадут крови и фарша, но всё обошлось. В итоге мульт вышел милым, добрым и способным выдавить слезу.
Самая сильная сторона ленты — сюжет и герои. И что удивительно сюжет, заезженный до дыр. Но авторам ТАК мастерски удалось преподнести свою историю, что эта заезженность смывается почти сразу и создаётся ощущение непредсказуемости. Правда, в итоге всё скатывается в банальщину (для искушённого), но она не прёт изо всех щелей… Не будем забывать — мульт детский, для совершенно неискушённых ребятишек и вот тут, конечно, авторам удалось шедеврально преподнести свою историю. Она резкая, хлёсткая, весёлая, динамичная, и, главное, очень глубокая. О глубине позже. А пока об истории и о чём она?
Если вам понравился Аватар и Принцесса Мононоке — то этот мульт для вас и ваших детей! Легенда о волках — это почти копирка Аватара, но в ином сеттинге — средневековой Европы (1650год). Идея единения с природой — та же, события — те же, даже идея переселения в аватар — оттуда же. Но не буду спойлерить. Мульт настолько оригинален, что не хочу создать ощущение вторичности. Он не вторичен — он просто похож. Его украшением являются персонажи.
Персонажи и диалоги - самое хорошее что есть в Легенде о волках. Диалоги совершенно не избиты, оригинальны и работают на историю. Экспозиция героев - прозрачная и улавливается сразу же. Зритель схватывает на лету характеры героев и это признак мастерства сценаристов.
Не обошлось и без ложки дёгтя - а именно мотивации главной героини, которая, казалось бы, ещё вначале определила для себя: что есть — добро, а что есть — зло, но профукала свои возможности вовремя исправить зло. Правда нужно признать, если бы не профукала, то и истории не было бы… Ну, как всегда, — вы понимаете))
История крутится вокруг двух девочек: англичанки — Робин (малиновка, дрозд, “первая ласточка”) и сноволка — Мэб (возможно, от Мёбиус — лента Мёбиуса — символ необратимого перевёртыша). Мэб — добрая дикарка которую с волками связывает нечто большее чем просто жизнь в лесу. Что вскоре понимает Робин и проникается важностью сохранения леса и обитающей в нём стаи. История их отношений прелестна и, конечно же, трагична. Но как же в европейском фильме без “повесточки”? На мой взгляд, “повесточка” в том, что Робин слишком самостоятельная вначале. Она напоминает непослушную Машу из нашего мульта, которая издевается над медведем. Робин плевать на уверения отца, она убегает, когда ей хочется, ведёт себя как неуправляемый ребёнок. Чего только стоит первая вылазка в лес, когда ей приказал оставаться в замке не только отец, а сам лорд! Робин - неуправляемая оторва. Причём бегающая по городу и лесу с арбалетом! К слову - это очень дорогое оружие! Но Робин ходит с ним на людях, размахивая в стороны и даже направляет его на местных шалопаев! Авторам, видимо, не пришло в голову, что девятилетнему ребёнку никто в жизни бы не дал в руки арбалет и тем более не позволил ходить с ним на людях. Дальше больше...
Вдруг в конце, Робин неожиданно ломается из своевольного ребёнка и против воли становится частью карательного аппарата. Но если допустить условности и смириться с “повесточкой”, то приходится простить сценаристам эти ляпы. Поскольку в остальном мульт — великолепен! И тут мы подходим к глубине произведения, а именно к количеству поднятых в нём вопросов.
Вопросов и слоёв оказывается очень много для обычного мультика для детей. Здесь и непослушание, и наказание, угроза смерти, непредсказуемость природы, страх перед властью, страх подвести родителя, потеря матери, религиозный фанатизм, оголтелый национализм (взаимная ненависть англичан и ирландцев).
Отдельно хочу отметить тему не просто отчаянного, а отчаяннейшего непонимание родителей и детей! Это не сквозит, а кричит с экрана в отношениях Робин с отцом. Возможно, родителей при просмотре эти моменты натолкнут на мысль, а правильно ли мы понимаем своих детей?
Это те слои, которые не просто чувствуются — они проговорены и показаны в подробностях! Это в детском то мультике! И тут вспоминаем Принцессу Мононоке, которая как раз и славится многослойностью. Поэтому я не зря упомянул шедевр Миядзаки вначале. В Легенде о волках проблемы порой показаны с чрезвычайной жестокостью — разумеется, для уровня детского мультика, а не военной драмы 18+. Этот мульт — не Русалочка с весёлыми песенками, а серьёзное произведение. Впрочем, песни тут тоже есть, и советую их прослушать отдельно! Улёт!
В итоге Легенда о волках — это лучшее, что я видел из лагеря современной анимации после “Вверх”, ну, и Миядзаки, конечно же.