Торговые пути прошлого.
Сейчас, когда побит максимальный рекорд по скорости кругосветного путешествия, никто не вспомнит о тех способах перемещения, применяемыми нашими предками тысячи лет назад. А это была животная тягловая сила, если перемещались по суше, и парусные корабли, если путешествие проходило по воде. Но если в наше время все препятствия можно обойти, точнее, перелететь, то в те далёкие годы наши предки препятствия преодолевали. На земном шаре до сих пор есть такие места и дороги. Но сейчас они скорее используются, как полигоны для соревнований, и места для любителей экстремального туризма.
Но в древние времена. Были пути, были постоялые дворы, не похожие на современные отели у дорог. Я расскажу о трех из этих дорог, которые в глубокой древности имели стратегическое значение для всего цивилизованного мира.
«Из варяг в греки».
В школе при изучении истории Древней Руси нам обязательно рассказывали про этот путь. Путь связывавший народы Балтийского и Чёрного морей. Путь «из варяг в греки» сложился к началу 8-го века, когда викинги начали активно совершать свои набеги на побережье Европы, Азии и Африки. Проходил он через Балтийское море, Финский залив, река Нева, Ладожское озеро, реку Волхов, Ильмень-озеро, далее по рекам через систему волоков переходил на реку Днепр, спускался по Днепру в Чёрное море. Затем по западному берегу Чёрного моря шёл до самого Константинополя. Путь проходил в основном через земли восточных славян, и название этого уже торгового пути до нас дошло из древнерусских летописей.
Лазуритовая дорога.
Торговая дорога сложившаяся ещё в древние времена. Проходила из гор Памира в Индию и на север через Согд и Хорезм к горам Урала и в реке Волге. Своё название она получила уже от людей изучавших историю древнего мира. Дело в том, что по этому пути во многие государства того мира доставлялся лазурит. Драгоценный камень добываемый в основном в горах Памира. До сих пор там, на стыке границ Китая, Таджикистана и Афганистана действуют шахты и каменоломни, возраст которых 6-7 тысяч лет. В этих шахтах до сих пор добывается этот драгоценный материал.
Великий Шёлковый путь – самая протяжённая торговая дорога в истории. Окончательно она сложилась во 2-м веке, когда китайцы начали вывозить шёлк в Среднюю Азию и далее на восток к портам Средиземного моря. Почему говорю, сложился, да потому что отдельные участки этой торговой дороги существовали и ранее. Половина Великого Шёлкового пути проходила по территории бывшего Персидского царства, где были построена сеть дорог, связывающая все сатрапии Персидского царства. Главная из этих дорог – Царская дорога пересекала всё Персидское государство. Остальное проделали сами китайцы. Во 2-м веке они совершили две крупные экспедиции на запад, после чего им в голову пришла идея торговать своим главным продуктом – шёлком. В обмен на нефрит – лазурит, и коней – ахалтекинцев и арабских лошадей, которые по качеству превосходили лошадей китайских.
Великий Шёлковый путь просуществовал до начала 15-го века, когда генуэзский мореплаватель Христофор Колумб в поисках морского пути в Индию открыл эпоху великих географических открытий. После чего эта дорога, связывавшая все страны Азии и Европы, пришла в упадок.
Страны, через которые проходил Шёлковый путь, постепенно отходили на второй план. А европейские цивилизации с развитием торговли, со временем превратили Азиатский континент в свои колонии.
#история #путешествия #азия #общество #древний восток