Мнемоника(мнемотехника)
Мнемоника известна с давних времен. В обиход, термин “Мнемоника” ввел Пифагор. Мнемотехнику изучал Джордано Бруно, интересовался ей Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского.
Мнемоника и мнемотехника обозначают одно и тоже – это искусство запоминания. Выделение, воспроизведение и сохранение информации при помощи дополнительных ассоциаций. Чтобы запомнить сложные правила, числа, законы, их преобразовывают в небольшие зарифмованные фразы, которые легко запоминаются. Школьникам с ее помощью можно усвоить больше информации, и сделать это легче, чем зазубривать очередную скучную формулу или правило. Достаточно запомнить яркий образ или забавный стишок. Заученные правила быстро выветриваются из головы, а вот забавные строчки про “крысу -биссектрису ” и “охотника, который желает знать где сидит фазан” я думаю и вы помните до сих пор. Это происходит потому, что мнемоника задействует образное мышление и аналогию с чем-то уже известным.
Приемы мнемоники:
Акростих. Так последовательность падежей в русском языке учат с помощью предложения : Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
Визуальные ассоциации. Придумываем яркий запоминающийся образ. “медиана – это обезьяна, которая лазает по сторонам и делить их пополам “.
Рифмы. Чтобы запомнить правило техники безопасности на уроке химии, есть такой забавный стишок : ” Коль не хочешь стать уродом- кислоту вливаем в воду!” .
Фрагментирование. Нам нужно запомнить валентность элементов, разбиваем на три группы: Хром, бром, фтор, йод, калий, натрий, водород ( одновалентные). Кальций, магний, медь и цинк – двухвалентны как не кинь. Алюминий да и висмут на трех ниточках повиснут ( трехвалентные).
Метод мест. Ясно представляем себе предмет, который следует запомнить и соединяем его образ с образом места которое легко извлекается из памяти. Логические ассоциации здесь не требуются, этот метод базируется на последовательности предметов и мест.
Метод мнемоники полезен не только детям но и взрослым в частности : людям, изучающим иностранные языки, студентам, которые запоминают большой массив знаний при обучении, статистам, ученым, врачам, программистам и людям страдающим забывчивостью.