Найти тему

Как быстро повысить итоговый балл ЕГЭ по математике

Здравствуйте, уважаемые читатели Дзен!

До экзаменов по математике и физике осталось три месяца. Основные знания уже получены. Но как показывает статистика на «Решу ЕГЭ» баллов за вариант набирают меньше, чем в прошлом году.

Самый простой способ значительно поднять баллы — не делать ошибок. Действительно, на «глупых», «смешных», «досадных» и просто арифметических ошибках, да еще и в стрессовых условия экзамена можно потерять от 5 до 10, а в некоторых случаях и до 25 баллов. При этом ученик знал материал и решал подобные задачи.

Первый источник ошибок — совершение математических действий «в голове».

Приведем реальный пример: 6:2. Ну как здесь можно ошибиться!? После экзамена выяснилось, что в голове ответ возник мгновенно - «3», и осознанно (в другой, привычной, скорости решения) ученик разделил 6 на 3 и в ответ записал «2». Для поступления в университет баллов хватило, учится на отлично, но ошибка «съела» немного баллов.

Репетиторством занимаюсь давно, ученики поступают в МФТИ, МИФИ, РГУ нефти и газа, ВШЭ, др. вузы. Важен каждый балл. Но и ученику, который с трудом освоил первую часть профильной математики нежелательно их терять. Поэтому анализ ошибок и работа над ними занимает определенное время подготовки к экзамену.

В конечном счете удалось сформулировать простое правило, выполнение которого значительно снижает количество ошибок : количество действий должно быть не более, чем количество записей, отражающих данные действия.

Запись действия, позволяющая избежать ошибки в получении результата можно назвать «полной записью». Такая запись индивидуальна.

Голова одного всегда без ошибок делит 6 на 2 и получает 3. А другому требуется записать более полно : 6 : 2 = ( 2 × 3) : 2 = 3. Как видно, в записи (2 × 3) : 2, ответ «3» очевиден и ошибиться намного сложнее.

Отметим, что указанное выше правило давно известно в других профессиях: «семь раз отмерь — один раз отрежь», «кто долго запрягает, потом быстро едет», «поспешил — людей насмешил», «тише едешь — дальше будешь», «самая короткая дорога та, которую ты знаешь» и др.

Как показывает практика: ученики, обратившие особое внимание на «полную запись» математических действий , значительно уменьшают количество ошибок не только в математических примерах, но и просто в быту. Действительно, когда человек «падает на ровном месте», он слишком поглощен тем, к чему стремится и «не замечает ничего вокруг». «Полная запись» используется не только в математике. Примеры ее использования повсюду:

  • У М. Шолохова один герой прерывает суету другого словами : «не тараторь, говори шагом»;
  • У Э. Хэмингуэя в повести «Старик и море» главные герой характеризуется как профессионал, который выверяет каждое свое действие, говоря «конечно хорошо, когда человеку везет, но я предпочитаю быть точным в своем деле. И когда удача ко мне придет, я буду к ней готов»;
  • У военных разделена работа командира (действие) и начальника штаба. В обязанность последнего входит проработка до мельчайших деталей плана операции (т. е. создание «полной записи» военной операции);
  • В паре «цель-задачи», «задачи» представляют собой «полную запись» реализации «целей».
  • Любая справка — это «полная запись» для сбора данных.
  • Инвентаризация — «полная запись» имеющихся предметов.
  • Включение пониженной передачи при пробуксовке колес — тоже своеобразный пример включения «полной записи».
  • Сбор изображений с зеркал заднего видения при совершении маневра на автомобиле.
  • В Диалогах Сократ на предполагаемое человеком действие предлагал составить «полную запись» его обоснований. Результатом было — обнаружение человеком ошибки в действии, которое он был намерен совершить. После чего человек ставил новую цель и снова составлялась «полная запись» его обоснований.
  • 5 правил основателя фирмы Тойоты Сакити Тойода - «полная запись» раскрытия намерения совершить действие...

Как ведите, список использования «полной записи» можно продолжать до бесконечности.

«Полная запись» - это инструмент контроля за осуществляемыми действиями, поэтому ее использование или не использование определяется условиями, в которых происходит действие. Например :

  • при решении возникло интуитивное ощущение, что «что-то пошло не так». Имеет смысл увеличить количество записей для проработки арифметических или иных действий;
  • ученик начинает ощущать усталость от решения задач. Имеет смысл увеличить количество записей на одно действие;
  • возникла необходимость пояснить или уточнить ход доказательства, более полно его раскрыть — увеличь количество записей.

Еще раз подчеркну главное: «полная запись» - это инструмент для осуществления контроля за правильностью выполнения намеченных действий. Степень полноты записи определяется самим актором (тем, кто совершает действие и несет ответственность за правильность его исполнения).

В следующей статье, мы более подробно остановимся на разборе наиболее распространенных ошибок, встречающихся как при сдаче ЕГЭ, так и при ОГЭ и образцах «полных записей решения» к ним.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить очередные публикации, из которых Вы узнаете за счет чего можно быстро повысить итоговый балл. Постараюсь выпустить эти статьи в самое ближайшее время.

До новых встреч, пользуйтесь советом и не делайте «досадных ошибок».