Друзья, приветствую вас. Сегодня история о том как удалось выжить девушке после столкновения двух самолетов на высоте 5220 метров над землей. За исключением неё, в этой катастрофе погибли все остальные пассажиры и члены экипажей.
24 августа 1981 года в 15:00 с военного аэродрома находящегося под городом Завитинском в воздух поднялись два бомбардировщика Ту-16 для изучения погодной обстановки. Во время своего задания они должны были несколько раз пересечь воздушные трассы по которым происходило движение гражданских самолетов.
По плану полета пара бомбардировщиков должна была набрать высоту около 8 тысяч метров но это им не удалось. Потому что, из-за несогласованности служб отвечающих за безопасность полетов и неэффективного обмена информацией между военными и гражданскими, в 15:21 в 70 километрах восточнее Завитинска, на высоте 5220 метров ведомый Ту-16 столкнулся с гражданским самолетом Ан-24. От удара оба самолета развалились на несколько частей. Большая часть экипажей и пассажиров мгновенно погибли…
20-летняя студентка педагогического института Лариса и ее муж Владимир Савицкий возвращались в Благовещенск из Комсомольска-на-Амуре. В аэропорту вылет постоянно откладывали из-за сложных метеоусловий. Но спустя 4 часа постоянных переносов, их пригласили на посадку. Самолет был полупустым, поэтому уставшие от долгого ожидания и невыспавшиеся ребята попросили чтобы их пересадили с мест указанных на билетах, в самый конец салона. Так как там было меньше вибрации и шума от двигателей, которые на Ан-24 расположены в крыльях на уровне примерно середины фюзеляжа. Устроившись в кресле возле иллюминатор, Лариса почти сразу уснула.
Очнулась же она от удара о соседнее кресло сразу после столкновения. В салоне самолета кричали от ужаса гибнущие люди. Муж сидевший рядом был мертв, так как его, видимо, сразу задело каким-то обломком. Ее же от очередного удара выкинуло в проход салона и она потеряла сознание, но к счастью быстро пришла в себя.
Дальше уже все происходило почти автоматически, в голову пришла мысль, что в момент падения на землю нужно находиться в кресле иначе будет очень больно. И вспомнилась картинка из фильма “Чудеса еще случаются”, который они с Володей смотрели за год до этого. Там девочка по имени Джулианна Кепке, падая вместе с обломками самолета через облака, изо всех сил вцепилась в подлокотники сиденья и выжила при крушении. Лариса смогла подняться на ноги и перебраться в кресло.
До этого никто не рассказывал ей как себя вести в такой ситуации, но инстинктивно девушка пыталась отталкиваться руками и ногами от пола и сиденья, чтобы при падении самортизировать удар об землю. Она обратила внимание, что кресло на котором она изначально должна была сидеть оторвало и унесло, выжить находясь на нем шансов бы не было никаких.
Обломки самолета имели достаточно большую площадь, поэтому из-за сопротивления воздуха, кусок задней части фюзеляжа в котором она находилась парашютировал. Падал раскачиваясь примерно как лист упавший с дерева. А само падение с высоты более 5 километров продолжалось бесконечно долгие 8 минут. В момент столкновение с землей удача тоже была на ее стороне, так как падение произошло на небольшой участок леса, где росли упругие молодые березы, которые смягчили удар. Если бы вместо берез были прямые и острые пихты, которые в основном и росли на месте катастрофы, все могло бы закончится совсем не так хорошо. Уже после спасения Ларисе показывали фотографии людей летевших с ней в одном самолете чьи висящие на деревьях тела были проткнуты острыми ветками.
Очнулась она через несколько часов, все в том же кресле. Первое что попалось на глаза было тело погибшего мужа сидящего рядом. Вокруг было еще несколько тел погибших пассажиров. Шел дождь, в тайге было холодно около 8 градусов тепла, а после удара все сильно болело. Кое как она смогла подняться и дойти до старой заросшей колеи от лесовоза в которой образовалась лужа. и напилась из нее. Потом снова вернулась обратно в кресло. Есть совсем не хотелось, было больно жевать из-за разбитых зубов.
На следующий день было так же пасмурно с неба продолжала сыпаться вода. Сильно доставала невыносимая мошкара, а неподалеку было слышно рычание диких зверей. Лариса соорудила над креслом навес от дождя из куска обшивки самолета, а сама укуталась в чехлы с других кресел чтобы согреться.
26 августа на третий день после катастрофы тучи наконец-то разошлись и выглянуло солнце. В небе появились поисковые самолеты и вертолеты ищущие обломки. Она пыталась махать им красной тряпкой, но на нее не обратили внимания и пролетели мимо. Позже выяснится, что ее все таки заметил, но решили, что это развлекается кто-то из лагеря геологической партии находящейся неподалеку.
Наладившаяся погода позволила наконец высушить спички и развести костер, ну а вскоре после этого ее обнаружили солдаты прочесывавшие лес в поисках обломков и тел погибших.
В результате катастрофы у Ларисы в 5 местах был сломан позвоночник, а еще рука, ребра, сотрясение мозга и несколько других травм. Но все это выяснилось уже после того как ее доставили на вертолете в больницу и провели обследования.
В СССР не любили рассказывать про авиакатастрофы. Поэтому про столкновение Ан 24 с Ту-16 и произошедшее с Ларисой Савицкой также долгое время никто не знал, как и про гибель 37 человек. Только через пару лет после катастрофы в газете Советский спорт появилась информация, что она упала на самодельном летательном аппарате в тайгу с высоты 5220 метров.
Кстати может и к лучшему что тогда не рассказывали про всякие катастрофы, жизнь казалась не такой страшной, а? Что вы об этом думаете напишите в комментариях.