Найти в Дзене
Евгений Грох

Край земли за полярным кругом

«Именно так нужно изучать географию», – не раз думалось мне, когда я путешествовал над Ямалом, разглядывая всё вокруг с борта вертолёта. Мне всегда интересно бывать вдали от излюбленных туристами мест, где тропинки уже превращаются почти в проспекты, а все близлежащие населённые пункты ориентированы на прокорм и развлечение приезжих. Несколько лет с интересом следил за пресс-турами, которые уже традиционно ежегодно организует ООО «Газпром трансгаз Ухта» и вот, наконец, удалось и самому присоединиться к команде талантливых журналистов и сотрудников предприятия. На этот раз поездка проходила под названием «Сокровища Ямала – энергия страны». «Масштаб» – это одно из слов, которое хорошо подходит к тому, что я увидел на Ямале. Масштаб расстояний, просторов северной природы, производственных объектов. Иногда казалось, что ты наблюдаешь, как кто-то начинает играть в компьютерную стратегию, создавая на ещё пустой карте первые объекты: «Так, здесь у нас будет аэропорт международного класса, зде

«Именно так нужно изучать географию», – не раз думалось мне, когда я путешествовал над Ямалом, разглядывая всё вокруг с борта вертолёта.

Фото Марины Сиваковой (vk.com/marina.sivakova)
Фото Марины Сиваковой (vk.com/marina.sivakova)

Мне всегда интересно бывать вдали от излюбленных туристами мест, где тропинки уже превращаются почти в проспекты, а все близлежащие населённые пункты ориентированы на прокорм и развлечение приезжих.

Несколько лет с интересом следил за пресс-турами, которые уже традиционно ежегодно организует ООО «Газпром трансгаз Ухта» и вот, наконец, удалось и самому присоединиться к команде талантливых журналистов и сотрудников предприятия. На этот раз поездка проходила под названием «Сокровища Ямала – энергия страны».

Фото Марины Сиваковой (vk.com/marina.sivakova)
Фото Марины Сиваковой (vk.com/marina.sivakova)

«Масштаб» – это одно из слов, которое хорошо подходит к тому, что я увидел на Ямале. Масштаб расстояний, просторов северной природы, производственных объектов.

-4

Иногда казалось, что ты наблюдаешь, как кто-то начинает играть в компьютерную стратегию, создавая на ещё пустой карте первые объекты: «Так, здесь у нас будет аэропорт международного класса, здесь газодобыча, а вот тут – храм».

-5

Иногда казалось, что ты наблюдаешь, как кто-то начинает играть в компьютерную стратегию, создавая на ещё пустой карте первые объекты: «Так, здесь у нас будет аэропорт международного класса, здесь газодобыча, а вот тут – храм».

-6

Всё это – посреди тундры на краю земли, в тяжелейших погодных и природных условиях. Когда посещаешь бассейны, спортзалы, жилые комплексы вахтовых посёлков не верится, что всё это построено и функционирует в таком отрыве от цивилизации, полностью автономно и вокруг на многие десятки километров нет ни души.

-7

Особенно радует, что вся инфраструктура доступна каждому работнику, который может не только качественно отдохнуть между сменами, но и использовать это время для своего развития.

-8

Ещё сильней удивляют оленеводы, кочующие со своими стадами и зимой и летом. Даже в самые лютые морозы им приходится рассчитывать только на себя, потому что вокруг – лишь заснеженные просторы и ветер. Для них суровые условия, кажущиеся нам экстремальными – обыденность. Я уже удивлялся этому, когда записывал интервью с оленеводами в районе Воркуты.Тогда хозяйка чума, на вопрос о том, не страшно ли им находиться в такую стужу посреди тундры, просто и даже с каким-то удивлением ответила: «Ну, а как ты замёрзнешь? Ты же человек!»

Природа Ямала – особенная тема. Иногда ощущаешь себя будто на другой планете – так необычны и непривычны природные пейзажи, промышленные объекты и инженерные сооружения. Здесь просто невероятное количество рек и озёр, которые создают собой неповторимые узоры.

-10

Высадки на берегу Карского моря – одни из самых сильных впечатлений поездки. Ощущаешь себя песчинкой, случайно занесённой на край земли. Понимать, что ты стоишь на берегу, если можно так сказать, Северного Ледовитого океана – невероятно. Всегда эти географические названия были чем-то недостижимым, тем, о чём будешь знать только из книг про отважных исследователей и путешественников.

Как памятник мощи и величию северной природы на берегу нам встретились баржи, занесённые песком. Когда-то давно их сорвало с якорей и выбросило на берег. В Карском море вообще часты штормы и туманы, а суровости добавляет тот факт, что это одно из самых холодных морей России: только близ устьев рек температура воды летом выше 0 °C.

Немного дальше располагается посёлок Харасавэй, который зародился благодаря Карской нефтегазоразведочной экспедиции. Именно отсюда началось промышленное освоение Ямала. Сейчас здесь проводится масштабная «уборка»: специалисты Российского центра освоения Арктики демонтируют старые дома и остатки промышленных объектов, собирают металлолом. Чтобы вернуть природе свой первозданный вид планируется вывезти около 25 тысяч тонн мусора.

-13

Осматривая посёлок, мы наткнулись на полуразрушенный балок, где раньше, очевидно, располагалась библиотека. Несмотря на влажность и близость моря книги до сих пор стоят там на полках покосившихся стеллажей. Мы не могли не спасти некоторые из них и не увезти с собой такие необычные сувениры: книги с печатью полярной станции.

-14

Сейчас старая база соседствует с новыми бытовыми объектами жизнеобеспечения, работает единственная скважина, обеспечивающая газом нужды поселка. Символично, что газовый факел, горящий над месторождением, использовался ещё в те далёкие времена и сейчас будто соединяет воедино дело тех, кто начинал осваивать здесь Север и тех, кто продолжает работу.

-15

За время визита нас подробно познакомили с технологией добычи, подготовки и транспортировки газа. Но не это было самым важным, ведь такие знания можно получить и дома. Главное – мы почувствовали характер Ямала, его коренных жителей и тех, кто осваивает и разведывает этот край. Край земли.