Найти тему
Культурология для всех

Кодекс самурая - "Бусидо"

Добрый день! Эта публикация продолжает тему самураев из цикла про культуру Японии, и если про харакири и женщин сословия самураев мы уже выяснили, то теперь поговорим о легендарном кодексе самураев "Бусидо".

Социально-этические нормы самураев, сложились к XII в. в неписаный кодекс “Кюба-но мити” - “Путь лука и скакуна”, а потом к XVI - XVII вв. в сложную систему взглядов и правил поведения - “Бусидо” - “Путь воина”, т.к. второе название самураев - “буси” - “воин”.

“Бусидо” - это кодекс, который включает не только этические нормы и правила поведения в бою, в обществе и наедине с собой, но и воинскую философию, на формирование которой оказали влияние буддизм и, в частности, чань-буддизм, с их концепцией реинкарнации, а также практикой медитации для успокоения ума, еще синтоизм и конфуцианство.

Согласно правилам “Бусидо”, самурай должен всегда помнить о смерти, его жизнь принадлежит господину, единственное достойное занятие - военное искусство, но досуг следует посвящать поэзии и чайным церемониям. Важно ценить каждое мгновение жизни, ведь оно может стать последним.

-2

Не стоит забывать сыновнюю почтительность не только к родителям, но и к сюзерену. Нельзя целиться в сторону господина упражняясь с луком и копьем, нельзя спать ногами в его сторону. Если самурай спит, а кто-то говорит о сюзерене, он должен встать и одеться. Так же он должен поступить, если сам хочет сказать о нем же. Прежде чем что-то сказать, нужно много раз спросить себя о том, правда ли это. Самурай не должен быть богат, и никогда не жаловаться на недостаток пищи, даже если голоден. Отправляясь на службу к господину, самурай должен забыть о жене и семье, чтобы эти мысли не мешали достойному выполнению его обязанностей. И много других требований.

-3

Самурай обладал правом “кири-сутэ гомен”, что переводится как “разрешение разрезать и оставить” или иначе “право на забастовку”. Он мог казнить простолюдина или любого представителя низшего сословия за любое проявление неуважения. Право это возникало сразу после нанесенного оскорбления и не могло быть отложено. Не стоит думать, что такие действия оставались безнаказанными. Сразу после кири-сутэ гомен нужно было сообщить о случившемся чиновникам и предоставить хотя бы одного свидетеля. Разбирательство длилось 20 дней. На это время виновник должен был находиться дома, а его оружие имели право конфисковать. Если убийство признавалось необоснованным, то наказание могло быть суровым, вплоть до сэппуку.

Однако стоит добавить, что, по факту, самураи так старались добиться благоприятного приговора, что чиновники на их взятках зарабатывали больше, чем своим жалованием.

Начиная с XVII в. потребность в самураях сильно сокращается, так что часть из них становятся ронинами. Они не были вассалами конкретных князей и переходили на положение обычных горожан. Часть самураев пополняла ряды ниндзя, о которых речь пойдет в следующей публикации.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

По ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала