То, что Роскомнадзор заблокировал Инсту и Фэйсбук, а также Тик Ток, за энное количество лет до того Линкедин, а на очереди Ютьюб и, возможно, ещё что-нибудь за компанию - конечно печально. Но. Наши соседи китайцы года, не соврать бы, примерно с 2008 живут без этих сервисов и активно используют ВПН.
Правительство и великий китайский файрвол, разумеется, в курсе. Но тех, кто не поднимает политические темы, не распространяет слухи и не ругает КПК и Ко никто не трогает. За фотки котиков и голых поп в стрингах никого не сажают.
Мало того: многие крупные фирмы и корпорации, не говоря о бесчисленных мелких бизнесах, имеют весьма активные аккаунты в этих соцсетях. Формально запрещённых. И никого это не волнует. Формально оно, конечно, нельзя, но если очень хочется, то можно.
Однако есть определенные периоды, когда все ВПН в стране, как платные, так и бесплатные, тотально вырубают. И никакие хитрые подписки не помогут. Происходит это обычно накануне значимых для страны событий, чреватых внезапными провокациями.
Также контроль обычно усиливается перед китайским Новым годом (годовую отчётность никто не отменял), всекитайскими школьными выпускными экзаменами Гаокао, во время Одимпиад или крупных международных саммитов, таких, как БРИКС в Сямэне в 2016 году.
Все давно привыкли к такому положению дел и уже не обращают внимания на неудобства. Действуют по принципу «вода дырочку найдёт», а если вдруг и нет, то не очень-то и хотелось.
Внутри Поднебесной хватает своих сервисов, во многом функционально превосходящих тот же Фэйсбук. Взять хотя бы классику жанра - Вэйсин, он же Вичат. Там примерно всё и все.
Без вичата в Китае буквально не прожить. А вот без Фэйсбука или Инсты - легко. Но зачем, если есть ВПН?
К чему этот текст? К тому, что любые запреты однажды закончатся. Когда конкретно - никто сейчас не скажет. Но закончатся точно. И если жизнь без сторис , мемасиков, накачанных частей тела, танцевальных челленджей и котиков, а также без привычных лент друзей совсем не мила, - паниковать ни к чему. Выход есть всегда. И не один.
Мне тоже грустно, что не успела скачать архив фоточек из Инсты с 2013 года по сию пору. Как-никак, память.
Но «неприятность эту мы переживем».