Поль Сезанн (годы жизни 1839-1906) в 1861 переехал из своего родного городка Экс-ан-Прованс в столицу Франции – город Париж. Он сделал это для того, чтобы продолжить художественную карьеру, о которой мечтал с самого детства вопреки желаниям родного отца, бывшего в ту пору очень успешным банкиром. В Париже он знакомится с Камилем Писсарро и рядом других начинающих художников-импрессионистов, после чего он стал постепенно развивать свой собственный стиль живописи. Сезанн превратил свободные мазки импрессионистов в гораздо более мелкие, вместе они и составляли элементы общей композиции.
Сезанн не только стал одним из самых известных художников-постимпрессионистов конца XIX столетия, ему также приписывают и формирование моста между импрессионизмом и современными художественными движениями, зародившимися в начале XX века. Сюда входят как представители фовизма, так и художники-кубисты. Давайте же более подробно рассмотрим некоторые из самых известных картин Поля Сезанна, многие из них определили карьеру этого влиятельного французского художника.
1 место. «Игроки в Карты»
- Дата создания: 1894-1895 годы
- Размеры: 47,5 х 57 сантиметров
«Игроки в Карты» – одна из серии картин на один и тот же сюжет, которые Сезанн писал в 1890-ых годах. Это одна из самых известных серий так называемого «последнего периода» творчества художника, начавшегося в первые годы последнего десятилетия XIX века.
Всего в этой серии пять картин, и все они значительно различаются по размеру, цветовой гамме и композиции. Прежде чем создать данную серию, художник успел выполнить большое количество этюдов с фигурами. Ещё в 2011 году одна из картин с участием картёжников была продана королевской семье Катара за колоссальные 250 миллионов американских долларов, что стало самой высокой ценой, уплаченной на аукционе того времени.
2 место. «Большие Купальщицы»
- Дата создания: 1898-1905 годы
- Размеры: 210,5 х 250,8 сантиметров
«Большие Купальщицы» – ещё одна работа из серии картин, на этот раз с участием купающихся женщин. Они были созданы в разное время в течение всей карьеры художника, начиная с 1870-ых годов и заканчивая первым десятилетием XX века.
Картина в Филадельфийском Музее Искусства считается самой большой в этой серии, её частенько называют величайшим произведением в карьере Поля Сезанна. Более того, некоторые критики определяют полотно как один из величайших шедевров современного искусства. Это примечательно ещё и тем, что он трудился над картиной долгих семь лет, но она так и осталась незавершённой после смерти живописца в 1906 году.
3 место. «Корзина с Яблоками»
- Дата создания: 1893 год
- Размеры: 65 х 80 сантиметров
«Корзина с Яблоками», также известный как «Натюрморт с Корзиной Яблок», является одним из самых характерных натюрмортов из когда-либо созданных художниками. Это воплощение того, чем был и считался постимпрессионизм, что означает искажение идеалов художников-реалистов, преобладавших в начале XIX столетия.
Со времён итальянского живописца Караваджо и короткого периода Золотого Века нидерландских художников в конце XVII столетия, в основе своей от изображений натюрмортов с фруктами и других обычных предметов отказались, творцы выбрали монументальную историческую живопись, работая над портретами и пейзажами. Сезанн в одиночку возродил данный жанр и сделал картину, очень схожую с произведением Караваджо под названием «Корзина с Фруктами» (1599 год).
4 место. «Гора Сент-Виктуар и Виадук в Долине Реки Арк»
- Дата создания: 1882-1885 годы
- Размеры: 65,5 х 81,7 сантиметров
Картина «Гора Сент-Виктуар и Виадук в Долине Реки Арк» изображает огромную известняковую гору, расположенную неподалёку от родного города художника Экс-ан-Прованса, что на юго-востоке Франции. На заднем плане этого замечательного пейзажа мы также можем видеть вырисовывающийся город.
Ещё нам демонстрируется долина реки Арк и железнодорожный мост, являющийся частью линии между городами Экс-ан-Прованс и Марсель. Работая над произведением, художник создал серию картин на одну и ту же заданную тематику, правда, с разных точек зрения и в самых разнообразных цветовых решениях.
5 место. «Отец Художника, Читающий Газету “Событие”»
- Дата создания: 1866 год
- Размеры: 198,5 х 119,3 сантиметров
Картина «Отец Художника, Читающий Газету “Событие”» изображает, как и следует из названия, отца Поля Сезанна – Луи-Огюста Сезанна (годы жизни 1798-1886), читающего свою любимую газету. Его отец был успешным банкиром и любил оставаться в курсе последних деловых новостей.
Несмотря на его явное нежелание принять художественную карьеру своего родного сына, в конце концов, он смирился с этим и стал спонсировать и поощрять Поля во всех его начинаниях. Это дало живописцу ощущение свободы творчества, недоступное большинству его коллег, которым порою с большим трудом приходилось сводить концы с концами. Вдобавок ко всему, после смерти отца в 1886 году, Сезанн получил огромное наследство, которое сделало его полностью финансово независимым.
6 место. «Мальчик в Красном Жилете»
- Дата создания: 1889-1890 годы
- Размеры: 80 х 64,5 сантиметра
Картина «Мальчик в Красном Жилете» изображает мальчика в красном жилете, подпирающего свою голову локтем. Это одна из четырёх картин на одну и ту же тематику, на которых мальчик изображается в разных позах, при этом, в одном и том же наряде.
Данная версия картины является самой известной из четырёх, на ней отображён итальянский мальчик в каком-то меланхолическом состоянии. Эта работа единственная, которая находится в Европе, другие её версии являются частью коллекции музеев на территории Соединённых Штатов Америки. В 2008 году полотно было украдено, в апреле 2012 оно было обнаружено в Сербии и благополучно возвращено в музей Цюриха.
7 место. «Дом Повешенного»
- Дата создания: 1873 год
- Размеры: 55 х 66 сантиметров
«Дом Повешенного» – это картина с очень интересной предысторией, поскольку впервые она была представлена на самой первой выставке импрессионистов, проходившей в 1874 году. Это была та самая выставка, на которой ещё один французский художник Клод Моне (годы жизни 1840-1926) представил широкой публике свой шедевр под названием «Впечатление. Восходящее Солнце» – произведение искусства, давшее в итоге название всему художественному направлению XIX столетия.
Влияние импрессионистов, с которыми Сезанн общался в тот период своей карьеры, можно увидеть в свободных мазках, использовавшихся тогда в его творчестве. Позже он изменил свою технику в пользу объективации элементов своих картин, что стало следующим шагом в развитии импрессионистского движения.
8 место. «Пирамида из Черепов»
- Дата создания: 1901 год
- Размеры: 37 х 45,5 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
«Пирамида из Черепов» – одна из многочисленных картин, изображающих человеческие черепа, относящихся к завершающему периоду жизни живописца. В те времена у него был достаточно мрачный взгляд на жизнь, так как в самом начале 1890-ых годов он стал страдать от диабета.
Он проводил длительные периоды времени в одиночестве и больше не мог ни с кем общаться. В 1891 году он расстался со своей женой Гортензией и стал набожным католиком. Всё это и отразилось в живом интересе к теме смерти и серии картин с изображением человеческих черепов.
9 место. «Купальщик»
- Дата создания: 1885 год
- Размеры: 127 х 96,8 сантиметров
Картина «Купальщик» изображает мальчика-подростка, неохотно ступающего в воду. Это полотно далеко от героических мужских фигур, изображавшихся в предыдущие века, на нём написан чувствительный молодой человек, выглядящий весьма тревожным и совершенно негероическим.
Пейзаж до сих пор неясен, ибо у этой работы нет никакой предыстории. Самый интересный факт о «Купальщике» заключается в том, что Сезанн черпал своё вдохновение из фотографии паренька, а не из живой модели. Снимок был сделан в студии с использованием революционных для того времени методов фотосъёмки на плёнку. Данная новинка появилась в конце XIX века и сделала фотографию доступной абсолютно для всех.
10 место. «Занавеска, Кувшин и Ваза с Фруктами»
- Дата создания: 1893-1894 годы
- Размеры: 60 х 73 сантиметра
- Место нахождения: частная коллекция
«Занавеска, Кувшин и Ваза с Фруктами» – это российское название картины, в оригинале известной как «Ридо, Крюшон эт Компотье». Это ещё один натюрморт, в котором Поль Сезанн экспериментировал с формами и балансом предметов, в нём он ещё раз попытался возродить этот особый жанр искусства.
Когда-то картина принадлежала другому известному французскому художнику Полю Гогену (годы жизни 1848-1903), а в последующие десятилетия несколько раз переходила из рук в руки. В 1999 году она была продана на аукционе «Sotheby’s» в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк, США), за неё была уплачена поразительная на тот момент сумма в 60 502 500 американских долларов. В наши дни эта сумма эквивалента более 90 миллионам долларов, данный ценник до сих пор делает картину самым дорогим натюрмортом из всех тех, которые когда-либо продавались на аукционах.
#стопочки #интересное #интересные факты #картины #художники #искусство #живопись #краски #сезанн #поль сезанн