Найти тему
Кот-путешественник

Мансуровский переулок в Москве или здесь жила Великая Любовь….

Первое фото к этой публикации. Брак? Ошибка загрузки? Отнюдь. И так удивляюсь, каким образом удалось просунуть смартфон в узкую (менее сантиметра) щель трёхметрового (в высоту) забора, чтобы запечатлеть окна подвального этажа, с которым и связана сегодняшняя история.

….Она живёт, ни в чём не зная нужды. Он малозаметный служащий с небольшой зарплатой. Она несчастлива в семейной жизни. Он умудряется выиграть в лотерею и начать писать роман. У них ничего общего и они ничего не знают друг о друге. Но их случайная встреча изменит всё.

Этот банальный сюжет можно соотнести с сотнями фильмов и с тысячами книг. Однако под это нудное описание попадает и встреча Мастера с Маргаритой в бессмертном романе Булгакова. А далее была квартира с окнами ниже первого этажа, «громадная комната, четырнадцать метров, - книги, книги и печка…», и счастливые мгновения, сменившиеся страшной болью для двух влюблённых… Где ж эта улица, где ж этот дом?

Мансуровский переулок. «Зажатый» между Пречистенкой и студенчески родной для меня Остоженкой, он не может похвастаться очень уж привлекательными архитектурными шедеврами. Советское время, а затем и лужковские времена много чего тут стёрли. Тем более поражаешься тому, каким образом в этом переулке сохранился деревянный одноэтажный особняк (дом 9). Что и говорить, выглядит он сейчас не очень презентабельно. Однако именно этот дом с обшарпанным фасадом признаётся абсолютным большинством исследователей прототипом дома Мастера, подарившего влюблённым самые радостные минуты.

-2

В этот особняк в середине 20х годов прошлого века зачастил молодой киевлянин, стремившийся вдохновиться ритмом Белокаменной для своих новых работ. Звали его Михаил Булгаков, а в дом в Мансуровском переулке он приходил к совладельцу особняка и своему другу Сергею Топленинову.

Далее начинается злоупотребление словом «именно», но без этого здесь сложно.

Итак, именно здесь собиралась компания близких Булгакову по духу людей. Именно сюда писатель приходил, чтобы немного отдохнуть душой от окружавших его в ту пору невзгод. Булгаков, на правах друга хозяина, получал в своё временное распоряжение целую комнату в подвальном этаже (вот эти окна (с правой стороны дома) и различимы на первом фото). Слушая потрескивание горящих дров в небольшой печке, Михаил Афанасьевич именно здесь начал писать первые главы своего бессмертного романа, носившего тогда предварительное название «Инженер с копытом». Но, самое главное, именно в этой комнате начал развиваться роман писателя с Еленой Сергеевной Шиловской. Музой мэтра, ставшей для Мастера Маргаритой. Мог ли писатель после всего этого поселить своего героя в другом месте?

Неподалёку от дома Мастера находится и особняк, который некоторые исследователи (их меньшинство) называют «домом Маргариты». Если посмотреть на фасад в стиле модерн дома 21 по Остоженке, то наличие скульптуры льва на щипце позволяет немедленно назвать создателя этого строения. «Львиная» визитная карточка успешного архитектора русского модерна Льва Кекушева видна на всех его зданиях. А дом на Остоженке архитектор вообще строил для себя и своей семьи. Так вот, именно из этого дома родная дочь архитектора (Мария), вопреки ожесточённым протестам родителей, сбежала прочь от обеспеченной семьи, чтобы выйти замуж за….вышеупомянутого Сергея Топленинова, который не мог похвастаться большими доходами.

….В принципе, если перечислять выдвинутые булгаковедами варианты расположения домов Мастера и Маргариты, то указанные дома находятся фактически на разных «сторонах доверия». Абсолютное большинство исследователей поддерживает версию о жилище Мастера в Мансуровском переулке, но не так уж много ценителей творчества Михаила Афанасьевича полагают правильной идею о доме Маргариты на Остоженке (здесь безусловным фаворитом является дом Мамонтова на Спиридоновке). Последние, в частности, в качестве железобетонного аргумента приводят маршрут полёта Маргариты (из своего дома до дома Драмлита (разгром квартиры критика Латунского) и затем до Рогожского кладбища), который, судя по описанию переулков и улиц пролёта в книге, совершить с Остоженки маловероятно. С другой стороны, феноменальное умение писателя переносить жизненные ситуации в свои произведения, позволяет предполагать, что автор вполне мог воспользоваться сюжетом конфликта поколений, свидетелем которой он был лично, а, следовательно, дом Кекушева вполне имеет право претендовать на то, чтобы быть определённой частью составного образа дома «прекрасной ведьмочки». Поясню сразу: ни на секунду не закрадывается мысль о том, что Булгаков писал с этих молодых людей (Топленинова и Марии) Мастера и Маргариту (это потрясающая история жизни самого мэтра и его музы). Но перенести сюжет их взаимоотношений в несколько изменённом виде в роман для него вряд ли составило большого труда.

-3

Судьбы домов сегодня также находятся на разных полюсах. Дом Кекушева (сейчас это особняк военного атташе Египта в РФ) только что отреставрирован. Даже льва вернули на щипец (в мои студенческие годы этого зверя там точно не было). А вот дом в Мансуровском переулке, находящийся в частной собственности и павший жертвой внутрисемейных разборок, постепенно разваливается. Однако, пожалуй, эта заброшенность сообщает ему особенно таинственный вид и некий дополнительный флёр ушедшей романтики, заставляя любителей бессмертного романа вновь и вновь убеждаться, что именно здесь жила великая любовь.