Когда речь заходит об электроавтомобилях в России, возникают два полярных мнения:
- Дорогая “игрушка”.
- Практичный выбор.
Сторонники указывают на прорывные технологии, нулевой вред для экологии и отсутствие транспортного налога. Бонусом - экономичность эксплуатации.
Противники же подчеркивают введение ввозных пошлин в размере 15%, неразвитость инфраструктуры для такого вида транспорта, особенности климата и высокую стоимость при покупке сменной АКБ.
Истина, как всегда, посередине. Для этого рассмотрим плюсы и минусы для его владельца.
Плюсы электроавтомобиля
Основными преимуществами являются:
- Экологичность.
- Нет транспортного налога.
- Бесплатная парковка.
Экономичность, но тут все неоднозначно. Почему? Раскроем этот момент чуть позже.
Экологичность
Вектор на декарбонизацию. Негативное влияние электроавтомобиля на экологию равно нулю. Мировой тренд - через 20 лет развитые страны откажутся от ДВС. По крайней мере, в ЕС уже объявили о сворачивании программ по развитию машин с ДВС после 2027 года.
Вот и наше Правительство подтянулось. Минэкономразвития объявил о федеральной программе по развитию электрического транспорта в России. Сумма вложений впечатляет - 400 млрд рублей. В планах: до 2024 года - 20 000, а к 2029 году - 150 000 зарядных станций. Плюс активная поддержка отечественных разработчиков и производителей электроавтомобилей. По расчетам чиновников к 2030 году доля таких ТС будет в районе 15% от всего объема авторынка.
Но сейчас львиную долю электричество вырабатывают ТЭЦ - а это уголь, а утилизация Li-ion АКБ далека от идеала. Пока не будет полного перехода на “зеленые” технологии по генерации энергии и переработки батарей говорить об экологичности рано.
Нет транспортного налога
В ряде регионов России транспортный налог на электроавтомобили - 0%. Например, в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Свердловской области, Татарстане, Новосибирской области, Приморском крае, Пермском крае, Ростовской области и др.
Эти же регионы лидируют по числу приобретений новых электроавтомобилей, что логично.
Вот и Департамент транспорта Москвы приводит нулевую ставку как один из главных преимуществ таких ТС.
Бесплатная парковка
Посмотрим как это сделали в Москве. Решений два:
Бесплатная стоянка на уличных городских парковках;
Выделенные места рядом с ЭЗС (Электро-зарядной станции) для электроавтомобилей и гибридов.
Экономичность
Для начала, аргументы сторонников. Минэнерго США посчитало, что обслуживание электроавтомобилей по стоимости ниже на 40%, чем у авто с ДВС:
- Нет расходов на масло каждые 10-15 тысяч км, свечи, фильтры.
- Нет сцепления, ремней ГРМ, помпы, нейтрализатора и КПП.
- Срок работы АКБ от 8 до 10 лет.
Добавим надежную работу электродвигателя. Все, что требуется от владельца - это менять тормозные колодки и масло в редукторе каждые 30 000 км. Не забудем и о городских ЭЗС, где вроде бы не нужно платить за киловатты. Однако не все так гладко.
Минусы электроавтомобиля
К недостаткам традиционно относят:
- Высокую стоимость ТС.
- Неразвитую сеть ЭЗС.
- Малый пробег на 1 зарядке.
Высокая стоимость
Разбег цен на новенькие электроавтомобили от 2 500 000 рублей до 11 000 000 рублей. И это до ввозных пошлин, с учетом этого в 2022 г. можно добавить к стоимости +15%. Поэтому подавляющее число таких машин - это б/у Nissan Leaf из США, ЕС, Японии. Не стоит забывать и о стоимости АКБ. Так, для Nissan Leaf: от 4 000 до 8 000 долларов США. Для б/у машин (а их в России 90%) иногда является не совсем рентабельным вложением.
Неразвитая сеть зарядных станций
В Москве их более 100, в Питере - 70, во Владивостоке - 50. Это очень мало и явно не достаточно для комфортного передвижения в наших реалиях.. Те, что есть, это ЭЗС мощностью до 22 кВт·ч. Время зарядки на них от 6 до 12 часов. А вот “быстрых” 50 кВт·ч , которые восстанавливают заряд за 30 минут почти нет. Рынок “зеленых” ТС развиты слабо.
Малый пробег на 1 зарядке
Малое число электроавтомобилей в России приводит к медленному развитию инфраструктуры для них. А протяженность трасс требует большого количество зарядных станций. Найти инвесторов под такие условия сложно. Замкнутый круг.
А пробки, которые сжирают амперы? Зима, когда требуется печка? В общем, владелец электроавтомобиля перемещается от ЭЗС к ЭЗС. И это только там, где они есть. Эти факторы сужают свободу перемещения. Запас хода на 1 зарядке всего лишь 200-250 км.
Мучение, а не свобода маневра.
А как вы думаете, электроавтомобиль - “игрушка” или практичное решение?