Кто-то предпочитает пропускать рекламу мимо себя. Мало ли что там пишут. А кто-то анализирует рекламные тексты, смеется над глупыми ошибками и негодует от наглости отдельных «гениев рекламы». Предлагаем вашему вниманию небольшой разбор очередной рекламы, встречающейся в одной очень популярной социальной сети.
Возможно, некоторые из наших читателей, увидев вот такую рекламу, невольно задались вопросами: «Некоторые школы? Похожи на техники в советской системе образования?».
Что же вообще такое «Сингапурская система»? Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами. Из таких структур и выстраивается урок, так же как из блоков конструктора создается нечто цельное. Соединять такие «блоки» друг с другом можно в любой последовательности.
Интересно, что сингапурская методика обучения действительно имеет «след» советской системы образования. Во многом это обусловлено тем, что в ее основе лежат в т.ч. идеи русского психолога Льва Выготского, советских педагогов Давыдова и Эльконина, методические приемы педагогов 90-х. годов – «Драмогерменевтики» П.М. Ершова и социоигровой методики В.М. Букатова и Е.А. Ершовой, опорные конспекты В. Шаталова, гуманная педагогика Ш.Амонашвили и др.
Давайте же рассмотрим некоторые из техник, вернее, структур этой системы, которые описываются в том же рекламном блоке.
Одна из структур – «Друзья по времени». И нужно отметить, что периодически командная работа действительно используется при организации учебного процесса. С ростом числа учеников в классах, командная и групповая работа может стать настоящим спасением для учителя.
Однако другая структура, «Перемешай класс», вряд ли окажется достаточно эффективной в наших школах. Что будет, если каждый ученик будет ходить по классу и задавать каждому своему однокласснику вопросы? Скорее всего, получится не интересный обмен знаниями и мнениями, а обыкновенный хаос.
«Встань-сядь». Чисто теоретически, данный «блок» можно использовать в качестве «физкультминутки», на которой сейчас настаивают многие программы. Но опять есть свои «но». Учителю часто не хватает времени, чтобы объяснить материал, а тут предлагают ученикам беспорядочно садиться-вставать. Представляете, как непросто потом будет успокоить класс?
«Опроси-опроси-поменяйся». Данный блок можно использовать на самостоятельных работах. Но опять же – почему вместо вопросов на карточках просто не дать обычную самостоятельную работу, предложив ученикам проверить работы своего соседа по парте? Во многих школах данная практика регулярно применяется. Правда, учителю все равно нужно перепроверять работы, учитывая «солидарность» учеников друг с другом.
«Делись в паре» и «Круглый стол» больше подходят, наверное, для высших учебных учреждений. Конечно, в ряде т.н. «элитных школ» регулярно проводятся семинарские занятия, на которых данный блок может оказаться достаточно эффективен. Но немного сложно представить, как подобные техники применяются в обычных, стандартных школах. Разве что на демонстративно-продвинутых «открытых уроках», становящихся позже гордостью школы и местных СМИ.
Как оказалось, с «Сингапурской системой» многие действительно знакомы еще со времен советской школы, однако не всегда ее методики подходят для современных школ. Когда численность учеников в классе колеблется от 30 до 40, учителю нередко приходится выбирать между продвинутыми сингапурскими техниками и простой дисциплиной. Возможно, поэтому во многих среднестатистических школах России «Сингапурская система» пока что не прижилась.
А как думаете вы?