Найти тему
Историк Андрей

"Смелого пуля боится..." Почему? Простое объяснение

"Смелого пуля боится, смелого штык не берет!". Есть и другой вариант этой пословицы: "Смелого пуля боится, а трусливого и в кустах найдет". То есть, смелому воину уважение, а трусливому - презрение.

Не знаю, как обстоит дело со штыком, но от летящей в тебя пули, реально, увернуться невозможно ...

И все же стоит разобраться, почему в жарком бою дерзкий смельчак в граде вражеских пуль, действительно, по крайней мере раньше, в XVI - XVIII веках, часто не только оставался жив, но и не получал ранения.

На первый взгляд это кажется невероятным, но, если вдуматься, существуют несколько технических и психологических факторов, которые в горячке боя помогают смелому воину спастись от пуль.

Во-первых. Это несовершенство огнестрельного оружия XVI-XIX веков. Об аркебузах и пищалях говорить даже не стоит. Это было, из-за возможности производить только один выстрел за 5-7 минут, прежде всего городовое и осадное оружие.

Тяжелые мушкеты с сошниками и пистоли с кремневыми и колесцовыми замками также не спасали от вражеской конницы. Из-за сложного и длительного процесса их заряжания приходилось из них стрелять только под прикрытием копейщиков-пикинеров.

Мушкетеры XVII века могли спокойно перезаряжать свои мушкеты только под прикрытием отрядов пикинеров
Мушкетеры XVII века могли спокойно перезаряжать свои мушкеты только под прикрытием отрядов пикинеров

Возьмем, для примера, более известные фузеи или ружья с кремневыми замками и штыками, которые появились на вооружении всех европейских армий в конце XVII века и продержавшиеся в русской армии до Крымской войны.

Вес такой "фузеи" со штыком составлял 5-7 кг, дальность прицельного выстрела не превышала 50 шагов. Заряжались они с дула. Калибр свинцовой пули составлял 15 мм. Почти все раны, нанесенные такой увесистой пулей были тяжелыми.

Например, будущий известный русский поэт К.Н. Батюшков, раненый в мягкую часть ноги такой пулей в Восточной Пруссии, в боях с французской армией Наполеона во время войны 1806-1807 гг., лечился от этого ранения почти целый год.

Зарядить такое ружье в дула можно только правильно и безошибочно выполнив 12 последовательных операций: "достань патрон, скуси патрон, сыпь порох на полку" и т.д. Весь процесс заряжания "фузеи" занимал не менее минуты.

Так как добиться точного попадания из такого ружья было трудно, сначала в прусской армии, а позднее и в других европейских армиях, чтобы не терять времени и не снижать скорострельность всей шеренги, солдатам вообще запрещалось в процессе стрельбы долго прицеливаться.

Прусская пехота XVIII века в обороне ведет залповую стрельбу в две шеренги. Слева - офицер с эспантоном.
Прусская пехота XVIII века в обороне ведет залповую стрельбу в две шеренги. Слева - офицер с эспантоном.

То есть, солдаты того времени должны были максимально быстро перезаряжать свои ружья и по команнде своих офицеров залпом стрелять на уровне груди прямо перед собой, не заботясь о том, попадут их пули в цель или не попадут. Во главу угла ставилась скорость стрельбы.

Если перед шеренгой на расстоянии 100-200 шагов появлялась одинокая фигура смелого офицера, солдата или кавалериста, вероятность промаха по ней целой шеренги солдат была очень велика. А после выстрела нужно было еще 1-2 минуты перезаряжать ружья...

Вот несколько известных исторических примеров.

Знаменитый шведский король, выдающийся полководец и очень смелый вояка, Карл XII, в 1708 году, после завоевания Польши ("Речи Посполитой") и Саксонии, наконец, решил двинуть свою доселе непобедимую армию на Россию через Белоруссию и Украину.

Шведам нужно было для этого преодолеть русский заслон, охранявший мост через Неман в районе Гродно. И даже зная, что в лесу возле моста в укрытии под деревьями сидят русские стрелки, король первым верхом на коне бросился на мост.

И только уже вслед за ним по мосту поскакала его кавалерия и в первую очередь его конные телохранители - знаменитые "драбанты". Наши стрелки открыли по королю прицельный огонь, но ни одна русская пуля в Карла XII не попала!

Знаменитый полководец начала XVIII века, шведский король Карл XII на коне
Знаменитый полководец начала XVIII века, шведский король Карл XII на коне

Вообще, судя по его рискованному поведению в сражениях, Карл видимо считал себя заговоренным от пуль. И долгое время это действительно срабатывало... Казалось, что на самом деле, что называется, "пуля его не брала".

Не менее известен эпизод сражения при Арколе во время военной компании 1796 года Наполеона Бонапарта в Северной Италии. Тогда будущий французский император лично возглавил атаку на обстреливаемый австрийцами мост.

Австрийцы направили в его грудь град пуль, но сначала его спас своим телом от смерти полковник Муирон, а через несколько мгновений, бросившиеся вперед французские гренадеры столкнули своего генерала с моста в болотистую реку Альпоне.

Как бы то ни было, командующий французской армией, Наполеон Бонапарт, остался жив и даже не был ранен, а французы сражение выиграли. Так же как и всю компанию в Северной Италии против австрийцев в 1796 году.

Какие же еще факторы срабатывали на руку храбрецам? Про низкую меткость стрельбы и длительность заряжания кремневых ружей мы уже поговорили. Это было во-первых...

Во-вторых. При появлении перед фронтом одинокого храброго вражеского солдата или офицера, или их небольшой группы, для стреляющих залпом солдат срабатывал и эффект неожиданности...

Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту 15 апреля1796 года
Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту 15 апреля1796 года

Солдаты, настроенные на механическую стрельбу прямо перед собой, не могли быстро и без команды своего поручика или лейтенанта переключиться на прицеливание в сторону смельчака-одиночки или их группы.

Пользуясь запоздалой реакцией стрелков, их нерешительностью и боязнью нарушить приказ своего офицера стрелять по команде и не целясь, одиночка-смельчак или группа смельчаков имели несколько десятков секунд для того, чтобы ринуться вперед.

Именно поэтому в конце XVIII века в боевых порядках всех армий появились специально подготовленные умелые стрелки с нарезными ружьями - "штуцерами". Процесс заряжения "штуцеров" с дула требовал еще больше времени, чем это нужно было для обычной "фузеи", зато точность стрельбы вырастала в разы.

Например, во время войн революционной Франции с коалицией европейских монархий австрийские стрелки-охотники со штуцерами, (теперь мы бы их назвали "снайперами") успешной отправили на тот свет или тяжело ранили несколько известных французских генералов.

В этом в некоторой степени были "виноваты" и сами французские генералы, которые для того, чтобы показать солдатам свою храбрость, часто демонстративно шли в атаку впереди линии или колонны своих наступающих "больших батальонов".

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!

Вы узнаете еще много интересного...