Найти в Дзене
soullaway soullaway

Мощь и сила двойных альбомов: Часть #4 – Современные формы рока и новые форматы.

Конец 80-ых принёс в мир музыки массу занятных новшеств, новообразований и нововведений. Сам рок стал не только тяжелее, заумнее, разнонаправленнее, но ещё и формы его издания начали резко манятся. Появление более ёмких по времени носителей видоизменило суть музыкального издательства – благодаря кассетам и компакт-дискам возникла возможность в один заход издавать альбомы на 60 минут … а то и на все 90. В результате само понятие двойного альбома как бы слетело с традиционных понятий.

Прежние две виниловые пластинки с лёгкостью помещались на одной лазерной. Из-за этого очень большой пласт альбомов, таки выпущенных на нескольких носителях, стал двойным только в разрезе винила. Вот, например, Blood Sugar Sex Magik Перцев в раз ушёл из категории. Поэтому для современной рок-музыки я выбирал только те дуплеты, которые были дуплетами на компактах и кассетах. Но и их оказалось не мало:

Guns N' Roses – Use Your Illusion (1991)

Во-первых, ганзы уж выдали так выдали – две части на две пластинки каждая. Такого, насколько мне известно, до них в сфере популярной музыки не делал никто. Во-вторых, это был один из последних аутентичных пластиночных релизов, выпущенных на виниле не моды ради, а в рамках жизнеспособности формата. На дисках и кассетах каждая из двух частей занимала по одному носителю, что с каждой отдельной части уже снимало статус двойного альбома. Содержательно это, пожалуй, самый мощный альбом коллектива – здесь что не песня, то хит. Несмотря на обилие материала обе части можно слушать с удовольствием и без переключений от начала и до конца. По моему личному убеждению, это знаковый релиз, который великолепно и красиво закрывает целую двадцатилетнюю эпоху хард-рока.

The Smashing Pumpkins – Mellon Collie and the Infinite Sadness (1995)

-2

Это ещё один пример того, как пластиночное издание могло бы занять четыре носителя, но компакт-дисков было всего два. Хотя через меня однажды проходило очень странное издание этого альбома – на четырёх кассетах, по одной на каждую четверть (при этом это точно были не Аэроплановые миниатюры, а именно Меллон Холия). Так-то музыка «гранж» вообще своеобразная, а в исполнении Билли Коргана – ещё и весьма непростая для восприятия. Тем не менее, если вы не знакомы с творчеством Тыкв, то можете смело брать вот этот вот альбом – все самые главные хиты Била лежат здесь и все мотивы раннего, среднего и позднего творчества звучат именно на этом дуплете. Релиз невероятной красоты так-то, в отличие от той же Машины этого же коллектива … которая в общем-то выходила не двумя дисками, а двумя частями, а это уже как бы другое.

Nine Inch Nails – The Fragile (1999)

-3

В момент издания альбома винил был слабо востребован, поэтому Хрупкость выходила на кассетах и дисках. Это был первый двойной релиз в дискографии Резнора – это уже гораздо позже стали появляется дуплеты его авторства, причём преимущественно инструментальные. Кроме всего прочего на этом двойнике возвращается старая добрая традиция концептуальных альбомов. Действительно здесь не просто так всё сформировано в таких масштабах, совсем не свойственных тогдашнему агро-индастриалу. Концепт, насколько я помню, примерно такой: осознавая бренность бытия и хрупкость этого мира человек взял, да и выпрыгнул из окна небоскрёба, а пока он летит к тверди земной ему в голову приходят разные образы и мысли на каждую из которых приходиться по песне. В общем-то альбом, действительно интригующий и вовлекающий в прослушивание даже тех, кто не знает этой самой концепции и не шибко владеет языком.

Pearl Jam – Lost Dogs (2003)

-4

В некотором смысле это фейк – альбом не альбом, а сборник. Но сборник b-sideов и ранее не издаваемых материалов. При этом Эдди постарался и красиво спродюсировал альбом: кое что перезаписал, кое где модернизировал звучание, выстроил треки не в хронологическом порядке их появления на свет божий, а выстроил в некоторой музыкальной последовательности. В результате получился вроде как самостоятельный альбом. Как по мне, так он один из самых интересных и нескучных в необъятной дискографии этого дивного коллектива.

Foo Fighters - In Your Honor (2005)

-5

Дейв Грол – большая умница и невероятно мощная творческая единица. Он же смог не только снять с себя флёр дурного статуса «бывший участник Нирваны», но и вполне самостоятельно начать делать очень здоровские вещи в мире рока. Вот, например, этот альбом стал своеобразным воплощением мечты любого юного меломана: хардовые треки для тусы с пацанами на одном диске, баллады для раздумий в одиночестве и танцев с тёлочками – на втором. Чем вам не прекрасный ход?! Да и материал здесь прям хорош, честное слово.

System of a Down – Mezmerize and Hypnotize (2005)

-6

Это был какой-то дивный и чумовой ход, мало понятный мне тогда, когда я весной 2005 года ждал двойной альбом Системы … а вышел один диск, второй обещали подвезти осенью. Зачем было делить по сути один двойной альбом на два, причём с разными названиями – поди пойми, видимо на то были концептуальные причины. И по-хорошему надо бы было мне опустить эти релизы, как не подходящие по критериям, но вот не стал я этого делать. Главным образом потому, что в моём представлении это всё же один альбом, совершенно искусственно разрезанный пополам ради денег.

Red Hot Chili Peppers – Stadium Arcadium (2006)

-7

Конечно же это уже второй двойной диск в дискографии Перцев. Первый был Blood Sugar Sex Magik. Но, как я уже говорил выше, так было на пластиночках, а вот на кассетах и дисках – эпохальная работа парней перестала иметь статус дуплета. Зато вот этот релиз – однозначно двойной. Когда он вышел, было как-то странно получить такое громадьё песен от казалось бы уже иссякших в творческом плане престарелых мужиков. Но это ощущение странности жило до момента прослушивания – альбом мощен и прекрасен. Как музыканты и разноплановые сочинители, Перцы показали себя с наилучшей страны и эту громаду в общем и целом слушать совсем не скучно.

Jane's Addiction – The Great Escape Artist (2011)

-8

Многострадальные Jane's Addiction имеют очень странную историю … да играют они весьма себе необычную и странную музыку, тем и примечательную. Этот альбом такой же странный, как и всё творчество идейного вдохновителя коллектива Перри Фаррелла. С одной стороны – это четвёртый студийный альбом группы, с другой – это четвёртый «живой» релиз. Как так?! А вот так: один диск содержит свежий студийный материал, второй почти полностью посвящён новой (на тот момент, конечно) концертной программе. Так что по-хорошему это двойной альбом с натяжкой, но я себе позволю её сделать … ну хотя бы в образовательных целях.

Metallica - Hardwired...To Self-Destruct (2016)

-9

Эти парни могут похвастаться таким количеством двойных альбомов, которого нет ни у кого из современных исполнителей. Даже если не брать концептуально близкие Load и ReLoad, а только официальные релизы, то дуплетов у Метлы будет аж четыре: живой с оркестром, два диска «гаражных» каверов, экспериментальный треш-металл пост-панк с Лу Ридом и вот этот вот релиз. Каждый из названных двойников по-своему хорош и заслуживает отдельного внимания, но взял я именно этот главным образом потому, что только он самый «чистый» и двойник группы – студийно записанные свои песни без участия приглашённых звёзд. В плане материала он получился, пожалуй, самым неоднозначным. Отзывы в его отношении были на столько неоднородными, что понять толком так и не вышло, что это – полная ерунда или невиданная гениальность. От себя скажу, что в целом Саморазрушение мне понравилось … но Гаражные кавера мне нравятся больше.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.