Найти в Дзене
ЛизаАлерт Питер

Не бойся, я с тобой!

«Лес на связи» (ЛНС) – одно из самых сложных и ответственных направлений. Его специалисты выводят заблудившихся людей по телефону. Не отходя от компьютеров, вычленяя из хаоса сбивчивых фраз и фоновых шумов крупицы информации, по которым в конечном итоге удаётся определить точку нахождения человека.

Добровольцев ЛНС по всей стране около тридцати. Они не делятся по регионам и принадлежности к поисково-спасательным отрядам. Каждый из них может работать с заблудившимся в любом уголке России. Нагрузка гигантская. За прошлый год через «Лес на связи» прошло 3132 заявки. А в разгар нынешнего сезона один из ведущих специалистов направления только за неделю вывел людей 92 раза.

Тем, кто хочет прийти в «Лес на связи», надо уметь практически всё. И всё – на отлично. Картография, доскональное понимание всех поисковых процессов, навыки психолога… Пригодится практический опыт – десятки и сотни километров, лично пройденные в поисках заблудившихся. Лес надо чувствовать. Поэтому обязательное требование для кандидатов в ЛНС – отработанный сезон, не меньше тридцати лесных поисков. На практике лучшими специалистами этого направления становятся старшие поисковых групп, то есть те, кто понимает лес, умеет читать карты, ориентироваться на местности и вести за собой людей.

Первоочередная задача специалиста ЛНС – как можно быстрее и точнее определить местонахождение потерявшегося. Проще всего, если у человека есть заряженный смартфон. Тогда его локализация становится делом техники.

– Любое картографическое приложение на смартфоне даже без интернета даёт возможность установить геопозицию с точностью до метров, – объясняет специалист ЛНС Иван (позывной Кел). – Также есть отличная разработка ПСО «Экстремум» – мы отправляем заблудившемуся смс с ссылкой, он открывает её, и мы автоматически получаем точку с его локацией. Но с кнопочным телефоном и без интернета такое не работает. Когда нет возможности определить местонахождение с помощью техники, основным инструментом становится описание пути самим потерявшимся. И здесь крайне важно умение установить психологический контакт, помочь человеку преодолеть естественную панику, сосредоточиться и досконально вспомнить как можно больше подробностей.

-2

– Где вошёл в лес, как шёл, что видел: поляны, вырубки, канавы, порубочный указатель, охотничья вышка – любая мелочь ценна. Это только кажется, что лес – просто деревья. Ничего подобного! Человек говорит, а ты вместе с ним по карте «проходишь» весь маршрут, и чаще всего картинка складывается, становится понятно, где он сейчас находится, – продолжает специалист ЛНС Евгения (Женя СБ). – Но это если наш собеседник не в затуманенном сознании. А ведь иногда нам приходится иметь дело с людьми, которые бродят по лесу уже несколько суток. К этому времени они уже полностью дезориентированы и, возможно, даже бредят. В моей практике был человек, который говорил что-то вроде: «Я сижу у костра, через него прыгают русалки». Но даже в таком потоке бессознательного можно найти зерно истины. Того дедушку я в конечном итоге вывела на дорогу. Но было очень сложно, приходилось заставлять бороться, убеждать собраться, встать и идти, идти через силу. Отправить к нему группу эвакуации мы тогда не могли, потому что не понимали, где именно он находится… Это, кстати, важный аспект нашей работы. Необходимо морально поддержать человека и тем самым дать ему силы выжить. Вот представь: ты в лесу, один, идёт вторая или третья ночь, ты хочешь есть и пить, тебе страшно, начинаются галлюцинации... Единственная нить, связывающая тебя с нормальной жизнью, это поисковик на другом конце провода. Бывает, что заблудившиеся просят передать родным свои последние слова. Надо встряхнуть их, вселить уверенность.

На специалистах «Леса на связи» лежит очень большая ответственность. Пожалуй, это единственное направление, где её не с кем разделить – доброволец один на один с заблудившимся. Здесь бытует выражение: «Твой голос может стать последним, что человек слышал в жизни». И это действительно так. Правда, такое случается крайне редко. Не зря же поисковики ЛНС проходят самое длительное и многостороннее обучение, которое продолжается почти год. Зато потом они могут совершать настоящие чудеса. Определять местоположение потерявшегося по квартальным столбам лесхоза, по солнцу, облакам, молниям. И даже… без слов. Да, это реальный случай.

– У меня был пропавший, который по состоянию здоровья не говорил и не мог писать смс. Только включить телефон и молчать. Все, что я знала, это город, в окрестностях которого он находится, – рассказывает Евгения. – Локализовать его удалось по звукам, раздававшимся на заднем плане в телефоне. Я слышала, что недалеко трасса, понимала, какой там трафик. Причем машины ехали со специфическим звуком: вначале ровно, потом как будто какое-то металлическое препятствие – и снова ровно. Мы с поисковиками из региона поговорили и поняли, что это железнодорожный переезд на определенной трассе. Действительно, там и нашли.

-3

Установить местоположение потерявшегося – это только полдела. Надо помочь ему вернуться домой. Хорошо, если человек имеет силы идти, а заряд на его смартфоне ещё не близится к нулю. Тогда может пригодиться недавняя разработка от наших друзей из других поисково-спасательных отрядов – предельно понятный компас. Специалист ЛНС определяет направление, в котором нужно идти, и присылает ссылку, открывающую экран с одной единственной стрелкой. Никаких «север»-«юг», никаких цифр и азимутов – просто плавающая стрелка, которая указывает строго в нужную сторону. Но для этого нужен хотя бы минимальный интернет.

Если подобные варианты недоступны, есть много других способов вывести человека.

– Самый очевидный вариант – по солнцу: «Идите так, чтобы солнце светило вам в спину. Или, например, в правую руку». По ветру. По облакам. С помощью квадрокоптера. Вертолета. По звуку, – перечисляет Иван. – У последней методики, правда, есть свои издержки. Звук порой распространяется довольно причудливо, это зависит от рельефа, густоты леса, направления ветра и даже от влажности. Помню, однажды я разговаривал с заблудившимся, которого пытались вывести на звук сирены, и она раздавалась настолько чётко, что я слышал её гудение в трубке. То есть по ощущениям он находился максимум в ста метрах от поисковиков с сиреной. А нашли его в полутора километрах! Если же у заблудившегося слуховой аппарат, то в абсолютном большинстве случаев он будет слышать звук в противоположном от реальности направлении… Есть и более экзотические методики – скажем, на звон колоколов ближайшего храма или по самолётам (существует актуальная карта авиарейсов, по которой мы можем определить, в каком направлении в данный момент летит самолёт над местностью, где находится человек) и много других. Каждый поиск индивидуален. Всякий раз это новые вызовы, новые задачи и новые пути их решения.

-4

Если человек по какой-то причине не может выйти сам, необходимо его эвакуировать. Это ещё одна сторона работы ЛНС – уметь оперативно и эффективно взаимодействовать со службами и, если нужно, использовать альтернативные варианты.

– Легко организовать эвакуацию в окрестностях Москвы или Петербурга. Сложно – там, где нет представителей отряда «ЛизаАлерт» и опытных поисковиков, которые приедут и вынесут человека из леса. Там, где один участковый на огромную территорию, – говорит Евгения. – Иногда приходится по телефону учить родных потерявшегося пользоваться компасами и навигационным приложением на телефоне. И вот сегодняшний тракторист-механизатор становится спасателем, а что делать.

Способность выводить людей из леса по телефону – это не суперсила, а набор умений и навыков. Впрочем, знания не имеют смысла, если у кандидата в добровольцы «Лес на связи» нет необходимых личных качеств. Это внимательность. Терпение. Эмпатия. Умение общаться. Убеждать. Слушать и слышать.

P.S. Пожалуйста, научите своих близких – особенно пожилых – пользоваться смартфонами и объясните, что в обязательном наборе вещей для леса должен быть пауэрбанк. Возможно, когда-нибудь это поможет избежать трагедии.

-5