Сколько раз в разности?!

Сегодня мне открылась истина! Оказывается, разностное сравнение называется так, потому что образовано от слова "раз"!

Что, вы в шоке хватаетесь за голову? Я тоже. Но именно так было написано в тетради ученицы второго класса!

Оказывается, слово "разностное" получилось от слова "раз"!
Оказывается, слово "разностное" получилось от слова "раз"!

А вот теперь - о том, как на самом деле. Разностное сравнение называется так не от слова "раз", а от слов "разность", "разница", "разный". И разностное сравнение - это такое сравнение, когда узнаётся, на сколько одно число больше или меньше другого. То есть насколько они разные. И, соответственно, действие, которым мы находим это отличие - это разность.

И да, в словах "разностный" и "разность" - корень не "-раз-", а "-разн-". Словарь со мной полностью согласен!

А "в несколько раз больше" или "в несколько раз меньше" - это кратное сравнение!

Но, как мне попытались объяснить, во втором классе термин "кратное сравнение" не проходят, только в пятом. Но это же не повод заменять один термин другим! И тем более не повод выделять несуществующий в этом слове корень "-раз-" и обводить слово "раз". Можно было бы просто назвать "задачи на сравнение", не вдаваясь в подробности, чем учить неправильно.

И вишенка на торте - это знак "минус", если меньше, и "плюс", если больше. Точно так же знак "умножить", если в несколько раз больше, и "разделить", если в несколько раз меньше. Почему? А вот вам домашнее задание, заданное в тот же самый день тем же самым ученикам:

Л. Г. Петерсон, математика, 2 класс, часть 3, с. 17.
Л. Г. Петерсон, математика, 2 класс, часть 3, с. 17.

Во-первых, обе задачи - именно на кратное сравнение, а не на разностное. А во-вторых, мне интересно, что получится, если мы попробуем решить вторую задачу так, как указано в правиле. Есть же слово "меньше"? Значит, надо 2 делить на 4, что ли?!

А потом мы удивляемся, почему дети не умеют задачи решать... И нет, это не программа виновата и не учебник. Я сама работаю по этому учебнику, это, на мой взгляд, наилучший на сегодня учебник математики для начальной школы. Людмила Георгиевна Петерсон - адекватный педагог и автор, уж она бы подобного ляпа не допустила. И нигде в учебнике нет ничего подобного ни про "разностное", ни про "делить, если меньше". Это исключительно фантазия школы или учителя.

Если же вы хотите, чтобы ваши дети научились решать задачи правильно, добро пожаловать на курс "Математика - на пять!", узнать о котором подробнее можно здесь: https://vk.cc/9Cwled

На этом курсе целая тема посвящена тому, что такое разностное сравнение, а другая тема - тому, что такое кратное сравнение, а также особое внимание уделено решению задач в косвенной форме.