Одна из тех исторических фигур, вокруг которой идут споры между православными христианами в нашей стране, является Григорий Распутин. Одни называют его грешником, другие считают святым старцем, которого давно пора канонизировать. Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к документальным источникам, оставленными нашими православными святыми.
Священномученик Гермоген Тобольский
Епископ лично знал Распутина и поначалу его поддерживал. Он познакомился с ним в Петербурге в конце 1908 года, а свёл их исповедник царской семьи, ректор Петроградской духовной академии Феофан Быстров.
О Распутине Быстров отзывался восторженно, считая его выдающимся подвижником. Между Гермогеном Тобольским и Григорием Распутиным сложились самые дружественные отношения. А в 1910 году Гермоген получил письмо от отца Феофана, который сообщил, что Распутин оказался совершенно недостойным человеком и привёл целый ряд фактов, которые свидетельствовали, о его развратной жизни.
Очень скоро епископ убедился в правдивости фактов, и перестал общаться с Распутиным. Последний сначала пользовался расположением населения, но затем народ увидел его вольное обращение с молодыми женщинами и девушками. Молодые женщины стали избегать похотливого старца, посещали его только старухи.
Епископ Гермоген стал обличать Григория за распутство. Тот не ожидал сколь много фактов о нём известно, и признал все выдвинутые про него обвинения. Епископ потребовал от Распутина клятву, что тот исполнит ту епитимью, которую на него наложит. Распутин согласился.
Гермоген запретил ему самовольно посещать царскую семью, и приказал поехать к Киево-Печерским старцам, чтобы те подсказали ему, как замолить грехи. Распутин поклялся исполнить всё, что приказал ему епископ, но обещания своего не сдержал. Он отправился к фрейлине императрицы Анне Вырубовой, большой почитательнице старца, и начал жаловаться, что его повалили на землю, изорвали кафтан и сильно избили.
После чего Распутин написал донос на Гермогена, заявив, что тот готовит покушение на его жизнь. И этот донос оказался роковым. Епископа принудительно выселили из Петербурга, не дав ему даже объясниться, и уволили из Синода.
Епископ Гермоген был убеждён в том, что Распутин был «пакостником плоти» и прикрывал свой разврат религиозностью.
Новомученик Михаил Новосёлов
Против Распутина открыто выступал и Михаил Новосёлов. Собрав изобличающие сведения, профессор Новосёлов хотел издать брошюру под названием «Григорий Распутин и мистическое распутство», однако, по приказанию властей весь тираж был арестован и конфискован.
Поэтому Новосёлов опубликовал своё мнение в газетах. Он заявил, что своё распутство Григорий дерзко прикрывал «святыней церковной». Новосёлов вопрошал – почему молчат епископы, если они отлично знают, каков на самом деле Распутин? Почему закрывают глаза на столь явное непотребство? Почему они только в личной беседе называют Распутина «хлыстом и шарлатаном»?
Священномученик Серафим Чичагов
Не все осмеливались выступить жёстко и открыто против Распутина. Серафим Чичагов не раз с ним беседовал, и пытался усовестить в мягкой и добродушной форме. Конечно эти наставления ни к чему не привели, наоборот, Распутин сделал всё, чтобы Императрица охладела к Серафиму Чичагову.
Священномученик Владимир Богоявленский
Он также выступал против влияния Распутина, и в 1915 году добился аудиенции у Николая II. Это было непросто, потому что Император очень редко принимал архиереев. Богоявленского отговаривали, предупреждали, что Распутин – это очень болезненная и сложная тема.
Но тот всё же осмелился рассказать и предъявить Государю все факты, обличающие Распутина, указал на пагубное его влияние. Николай отметил, что возможно всё это и правда, но Императрица никогда не согласится удалить Распутина. Когда же Государыня узнала об этом разговоре, то была сильно возмущена. Она заявила, что старец Григорий – настоящий святой, который неоднократно спасал цесаревича, и все эти грязные сплетни не что иное, как страшная клевета.
Митрополит Владимир Богоявленский попал в немилость и был выслан в Киев, где и принял два года спустя мученическую смерть.
Священномученик Андроник Никольский
Как и другие священнослужители, он резко отрицательно относился к Распутину, называя его «тёмной силой», против которой ничего не могут сделать ни архиереи, ни министры и никто другой.
Ему удалось поговорить об этом с Николаем II в 1916 году. Он пытался доказать царю, что Распутин – личность недостойная. Государь молча выслушал священника, а потом позвонил в колокольчик и приказал адъютанту проводить посетителя на выход. Владыке же сказал, что не стоит верить всякому вздору.
Преподобномученица Елизавета Фёдоровна
Родная сестра Императрицы не раз пыталась раскрыть глаза царской чете на Григория Распутина. Она уверяла, что этот приближённый к семье старец незаметно увлекает их в особую веру, притворяясь подлинно православным.
Елизавета в своих письмах писала царю о том, что к ней приходили многочисленные пострадавшие от Распутина. Она пишет о боли этих людей, которые идут к ней со всех концов России и умоляют раскрыть Государю глаза на «святого старца». Это человек, который ведёт одновременно несколько жизней, и умело прячет свою вторую натуру в глубинах своей чёрной души.
В результате Николай II и Александра Фёдоровна прекратили с Елизаветой Фёдоровной всяческое общение. Они остались глухи даже к словам родственницы.
Своим высокопоставленным подружкам Распутин заявлял, что до 30 годов грешить можно, а там надо к Богу обратиться и покаяться, и опять можно грешить. При этом сопровождал свою речь неприличными жестами. Он уверял, что без греха жизни нет и тут же накидывался с ласками.
Той или иной барышне или замужней даме Распутин давал указания – попоститься, причаститься, а через недельку к нему явиться, чтобы он показал, каким бывает грех. И многие не смели ослушаться «святого старца», после чего жизнь большинства была поломана.
И этому есть немало документальных свидетельств, писем и дневников.
Архиереи были далеко не единственными людьми, которые пытались увещевать Государя относительно Григория Распутина. Это делали также многие светские лица, в том числе и Вдовствующая Императрица, мать Николая II. Она говорила, что Александра Фёдоровна слишком глубоко верит в сомнительную святость проходимца, тем самым навлекая «гибель на себя и на династию». К сожалению, даже к словам матери Николай II не прислушался.
А что вы думаете об этом?
Подписывайтесь на наш канал и обязательно пишите в комментариях, о чём ещё вам интересно почитать!