4 подписчика

Педагогика – наука, искусство, технология

373 прочитали

Что такое педагогика? Все мы в жизни целенаправленно или неосознанно воспитываем и поучаем кого-нибудь: близких, друзей, самих себя. Но также можно встретить таких людей, которые имеют привычку постоянно поучать. О таких людях говорят, что «он любит воспитывать». Педагогика-совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности [1, 11 стр.].

Рассмотрим педагогику как науку. Его предметом является педагогически процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Педагогических процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения. Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирование и прогнозирования путём совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе [1,20]. Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, опирающийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета [1].

Педагогика-это не только наука. Это искусство как вид духовного освоения действительности, имеющий целью формирования и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Особенность обучающегося в восприятии окружающей действительности чувствами, творческим воображением. Искусство оказывает преобразующее воздействие на ребёнка. Воздействует одновременно на его чувство, мысль и волю, пробуждая и развивая в нем художественное, творческое отношение к действительности. Как форма общественного сознания искусство стоит в одном ряду с педагогикой. У них общий объект отражения- жизнь, реальная действительность. Это формы познания, освоения действительности. Каждая из этих форм вносит в жизнь свой неповторимый вклад. В.Г. Белинский писал: «… их различие вовсе не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание…». Искусство иногда называют человековедением. Эта сугубо человеческая сущность искусства, эта его подчиненность человеческим целям и задачам не только не уменьшается, но увеличивается со временем, вместе с развитием художественной и общественной мысли. История искусства в главном своем содержании- все более глубокое и полное художественное познание человека. Все главные открытия в искусстве так или иначе связаны с открытием человека. Все художественные и идейные достижения в искусстве – это достижения в объяснении, познании самого себя. То новое, что несет с собой каждый неизвестный прежде художественный метод, каждое направление в искусстве, в конечном счете, оказывается глубочайшим образом связано с воспитанием и образованием [2].

Педагогика как технология. Учитель современной школы должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими индивидуальные, возрастные особенности детей и различный уровень готовности к обучению в школе. Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Педагогическая технология—это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития школьников. Специфика гуманитарных педагогических технологий состоит в том, что они акцентируют внимание учителя (или воспитателя) на характере его собственной деятельности по педагогической помощи в самостановлении ребенка, каким должен стать ребенок. Соответственно особенно тщательно прорабатываются приемы педагогического воздействия. Элементами образовательной технологии являются педагогические методы и приемы. Целостность педагогической технологии задается конкретностью цели, на достижение которой она направлена [3].

Трудно определить, чем же на самом деле является педагогика, и в том случае и в другом есть разумные объяснения.

Литература:

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Б82 Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с.

2. Статья «Педагогика как искусство» Л. А. Данцова.

3. Веденеева О.А., Савва Л.И., Сайгушев Н.Я. «Педагогические технологии в современном образовательном процессе».