Существует огромная нехватка донорских органов. Больной, нуждающийся в пересадке, может ждать свою очередь 1,5-2 года, и это еще немного. Спрос на органы очень высокий, а донорских органов мало. Чаще всего делают пересадку почек, на втором месте (с большим отставанием) – печень, на третьем – сердце. Множество людей умирают из-за нехватки этих органов.
Что же делать?
Конечно, самый интересный и желательный для всех способ – выращивание органов из собственных стволовых клеток. Это этично, избавит от очередей на органы, но, что важнее – это позволит избежать отторжения пересаженного органа. Однако до этой технологии нам еще далеко.
Но ученые смогли найти еще один способ получить донорские почки.
Взять их от свиней.
При всей парадоксальности такой идеи, свиньи подходят для этой цели. Единственная проблема, которая возникала при ксенотрансплантации (пересадка от других видов) – это очень резкий иммунный ответ человеческого организма, который немедленно отторгал орган. Однако ученые смогли найти белок, который вызывал такую бурную реакцию иммунитета на свиную почку, и отключить его производство. После этого пересадка стала реальней.
Оставалось проверить это в жизни. И, наконец, такая операция удалась, правда с огромным количеством «но».
Ученые пересадили свиную почку женщине с мертвым мозгом. Её органы были непригодны для пересадки, и родственники согласились на проведение такого эксперимента. В итоге свиная почка проработала в её организме 54 часа – ровно столько, сколько разрешила комиссия по этике. Никаких признаков отторжения не было, хотя обычно реакция на органы животных начинается практически сразу.
Конечно, в пересадке свиных почек еще много проблем:
Неизвестно, как долго свиные почки смогут функционировать в человеческом теле.
Существуют проблемы с проведением экспериментов: комитеты по этике со скрипом разрешают такие операции.
Не каждый человек захочет ходить со свиной почкой.
Естественно, возмущение высказывают зоозащитники: мол, выращивать свиней ради органов неэтично.
Но куда деваться, если вырастить почку мы пока не можем.