В день прощенного воскресения.
Зачем прощать других людей? Что это дает прощающему?
Божественная причина.
Когда прощаешь, то есть не держишь в душе злобы, злопамятства, обиды, мести, гнева, то возникает та самая чистота души, которая открывает Бога.
"Блаженные чистые сердцем ибо они Бога узрят" (Мф.5:8)
Жить на волне Бога, жить по Благодати Божьей — когда все идет и происходит как надо, принимаешь все спокойно, с миром в душе.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит следующее:
"Прощение всех, всех без исключения обид, и самых тягчайших — непременное условие успеха в молитве" (святитель Игнатий Брянчанинов, Аскетические опыта т.1).
Успех молитвы - успех в духовной жизни, в жизни на Волне Божьей.
Социальная причина.
«Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12) - обращение к Богу в Молитве Господней, представленное в Евангелии.
Прощать не для того, чтобы построить хорошие отношения, создать междусобойчик, угодить другому. Но не держать зла и обид на другого, чтобы и Бог простил.
Когда Бог прощает, то человек пребывает в добре. К пребывающему в добре - люди тянутся. Вот такая интересная связь.
Интересен здесь комментарий святителя Филарета (Дроздова):
«Прощай согрешающему от сердца, с любовию: а между тем, если можешь и должен, исправляй его с благоразумием и также с любовию» (святитель Филарет Дроздов, Сочинения, т.4.).
Простить — понять слабость другого, понять его ситуацию и не прилагать к нему повышенных требований. Простить - увидеть не себя униженным или обиженным, а другого - слабым. Он слаб перед злом. Зло владеет им. Его пожалей, не себя.
Примеров такого прощения святые и праведные показали много. Не стоит рассуждать много — говорит святитель Феофан Затворник — просто прости. Не получается — говорит святой — попроси у Бога сил простить, обрети и прости.
Личная причина.
Когда человек полон гнева — он изливает его на других. И рушит добрый мир с людьми, остается в одиночестве. Когда держит в себе - усиливает злопамятство. Если не очищается от того и другого, то делает сердце окаменено злым. Много болезней и бед притягивает этим.
По этой части говорит святитель Тихон Задонский (в книге - «Симфония по творения святителя Тихона Задонского»). Он сам очень долгое время страдал от раздражительности, гнева и уныния. Боролся с этими недугами, как со львами. Иногда уходил в затвор, подчас даже на месяц, чтобы удалиться злого. Но одолел с Божьей помощью.
Личная причина злобы, стоящей в основе не прощения других, убивает человека психосоматически, разрушает внутри. Такая злоба, не прощение не проходят бесследно, она оседает в теле в виде многих болезней. Болезнь проще предотвратить, чем лечить. Уединение, покаяние и исповедание во зле, не самооправдание, а работа со злом в сердце, дает большое благо душевному, телесному здоровью человека, не дает ему окостенеть в злобе.
Простить - не просто, хотя с Богом просто все, но прощение дарит немалое.
Если хотите поделиться по теме статьи - пишите в комментариях.