Найти тему

Старец Серафим Тяпочкин: в нечеловеческих условиях лагерей он был свободен духом

Оглавление

Старчество позднего советского времени — уникальное явление в истории Русской Православной Церкви. Старцы, эти духоносные люди, в полной мере испытали на себе политические репрессии, многие прошли лагеря и тюрьмы. Но и в тех нечеловеческих условиях они не отрекались от Христа, сохраняли духовную свободу и укреплялись в вере. А впоследствии передавали полученные плоды Духа Святого духовным чадам, среди которых было немало нынешних церковных пастырей. Архимандрит Серафим (Тяпочкин) — русский старец именно такой судьбы. Служа в небольшом поселке Ракитном Белгородской епархии, он стал известен по всей стране.

Жизнь до лагерей

Архимандрит Серафим (в миру — Дмитрий Тяпочкин) родился в 1894 г. в Варшавской губернии, в семье дворянского рода. Отец, надворный советник, и мать, дочь польского премьер-министра, были православными воцерковленными людьми. Дмитрий с детства тянулся к церковной жизни. Однажды отец привел мальчика на богослужение в духовное училище. И в храме его впечатлил образ еще не канонизированного святого, возле которого он молился всю службу, а затем сказал, что хочет стать, как он — Серафим Саровский. Всю дальнейшую жизнь старец равнялся на преподобного и считал его своим покровителем. Уже в преклонном возрасте перед постригом он просил дать ему имя этого святого, что и было исполнено.

Маленький Дмитрий с семьей. На фото сидит в центре
Маленький Дмитрий с семьей. На фото сидит в центре

С благословения отца Дмитрий окончил духовную семинарию. Затем в 1917 г. он поступил в Московскую духовную академию, но не доучился, так как через год ее закрыли большевики. Тогда он уехал на юг России преподавать в школе и встретил там свою будущую жену Антонину. В 1920 г. они обвенчались, и Дмитрия рукоположили во священники. В семье родилось двое сыновей и три дочери. Во времена гражданской войны и церковной смуты оба мальчика умерли от голода. Но несмотря на тяжелые условия жизни, отец Димитрий не брал денег за требы. В 1933 г. матушка умерла от туберкулеза, и священник остался один с тремя девочками-подростками. Уже тогда батюшка задумался о монашестве, но было еще не время. «В жизни нашей бывает так: муж лишается жены – самого верного, самого надежного друга в жизни. Несчастный страдающий брат! Это зовет тебя Христос. Иди к Нему. Он утешит тебя, Он даст тебе покой души», — говорил старец впоследствии.

Когда в 1934 г. храм, где служил батюшка, закрыли, он устроился сторожем на железнодорожном топливном складе в Днепропетровске, по ночам тайно служил. Немало священников уходило на светскую работу, ему тоже предлагали уйти из церкви. Но вместо отречения батюшка сказал: «Всегда служить – мой пастырский долг, а трудно сейчас всем».

-3

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В ссылке

В 1941 г. отца Димитрия арестовали и сослали в лагерь сроком на десять лет за «религиозную агитацию». Но и там батюшка продолжал тайно совершать богослужения, исповедовать, крестить, отпевать и даже венчать. Заключенные сшили отцу Димитрию из полотенец епитрахиль и поручи и вышили на них кресты. Все это было в лагере под запретом, и за нарушение грозил карцер. Но лагерники любили отца Димитрия и хранили его тайну. Бывшие уголовники даже организовали из своих для него «охрану».

Своим родным и духовным чадам батюшка писал, что тяжело скорбит и горячо молится, подобно Христу в Гефсиманском саду: «да мимо идет от меня чаша сия». Но в то же время он смиренно переносил все тяготы лагерной жизни, чувствуя, что сам, как чаша, наполняется по каплям дарованной свыше любовию ко Господу и людям.

Срок заключения подходил к концу, и отцу Димитрию предложили тихо отказаться от Христа, но батюшка был исповедником. Когда следователь спросил батюшку, что тот планирует делать после освобождения, он сказал: «Я – священник, служить намерен». «Ну коль служить, так посиди у нас еще немного», – рассудил следователь и отправил его в ссылку на пять лет в Красноярский край.

Чудесные утешения от Бога

Неподалеку от места ссылки отца Димитрия оказался действующий храм. Однажды на Пасху в нем произошло чудо, тронувшее батюшку до глубины души. Когда отец Димитрий вошел в храм, его встретил настоятель, пригласил в алтарь и предложил сослужить ему пасхальную службу. Как оказалось, настоятелю храма отцу Митрофану во сне было повеление пригласить в алтарь пришедшего в храм остриженного узника, так как этот человек – священник. Отец Митрофан и после Пасхи часто приглашал ссыльного батюшку ему сослужить, хотя рисковал своим положением и жизнью.

Когда начальство узнало, что «заключенный Тяпочкин» служил в храме, ему сперва предложили отречься от Бога, но, услышав отказ, отправили на лесосклад «к белым медведям». Туда отправляли неугодных узников на верную смерть, так как еще никому в тех условиях выжить не удавалось. Батюшка вспоминал: «Слава Богу, что я с детства приучился мало есть. Крошку съем с молитвой и подкреплюсь, а другие от недоедания умирали. Я был так слаб, что даже не мог ничего поднять. Тогда мне сказали: ты, поп, сторожи лес, чтобы его не украли. А кому его красть? Я понял, что обречен на погибель, на растерзание зверям…» Однажды отец Димитрий увидел несколько медведей, которые направлялись к нему. Не имея другой защиты, он поднял вверх два креста. Медведи посмотрели на него и повернули обратно.

Фото отца Димитрия после ссылки
Фото отца Димитрия после ссылки

После освобождения

Только в 1956 г. отца Дмитрия, наконец, освободили, и он смог вернуться в Днепропетровск к родным. После ссылки он пытался устроиться в нескольких храмах, но его отовсюду снимали из-за “популярности у народа”. А в 1960 г. отец Дмитрий был направлен в Курско-Белгородскую епархию, где в Свято-Никольском храме поселка Ракитное и прослужил настоятелем до своей кончины. В том же году он принял монашеский постриг с именем Серафим.

Старец сам принялся восстанавливать местный храм, начиная не с хлопот по ремонту, а с ежедневной молитвы. Именно благодаря этому быстро нашлись работники, желающие помочь в строительстве, а затем и один из лучших иконописцев для росписи купола. Молитвы батюшки Серафима распространялись не только на храм и паству, но и на всю округу: местные заводы работали без перебоев, урожай всегда был отличный, и погода для него – самая благоприятная. Вскоре из местных образовался приход, любящий своего духоносного пастыря. Но уже тогда приезжих к старцу с других концов страны было куда больше.

-5

Дары Духа Святого

Господь сподобил старца Серафима дара исцелений и прозорливости. И до сих пор живы те, кто по его святым молитвам исцелился от неизлечимых недугов и был вразумлен в нужный момент от неприятностей и греха.

Однажды батюшка шел вместе с народом на службу, и к нему подскочила девочка со словами: «Исцели меня, отец Серафим!» Архимандрит погладил ее по щеке и поправил: «Деточка, я не исцеляю, я молюсь». Так ему еще многих приходилось исправлять, напоминая, что врач душ и телес – Господь, а для исцеления нужны вера и покаяние.

-6

Как-то раз после Литургии в храм на носилках внесли парализованного мужчину. Отец Серафим вышел из алтаря с крестом и елеем, помолился над больным, помазал его маслом и осенил крестом. Мужчина сразу почувствовал прилив сил и смог выйти из храма на своих ногах при поддержке сопровождающих. Какое-то время исцеленный пожил при храме, каждый день посещая богослужения, и вскоре окончательно исцелился.

Отец Серафим знал, что без Божией помощи человек не может ни грехов своих увидеть, ни искренне покаяться. Поэтому, исповедуя, слезно молился Господу за каждого согрешившего. Он никогда не назначал епитимий, вместо этого так доносил исповеднику любовь Божию к каждому человеку, что у того появлялись силы для перемен в жизни. Столь же проникновенно, всякий раз со слезами на глазах, старец говорил проповеди, и Дух Святой через уста священника входил в сердца слушавших его.

А митрополит Иркутский и Ангарский Вадим, духовное чадо старца рассказывал, как однажды зашел в алтарь во время Херувимской и увидел вдруг отца Серафима в неземном сиянии, словно бы немного приподнятым над землей у Престола. О подобном сиянии, исходившем от старца и при других обстоятельствах, рассказывали также отец Андрей Торопов и игумен Косма (Алехин) из Троице-Сергиевой лавры.

-7

Переход в вечность

В последние годы отец Серафим сильно ослаб. Несколько раз был близок к кончине, но его слезно вымаливали духовные чада.

По свидетельству духовных чад, в этот период отец Серафим сподобился посещения прп. Серафима Саровского, свт. Николая и св. мученицы Варвары.

В Великий пост 1982 г. архимандрит снова заболел и уже знал, что дни его на земле сочтены. Батюшка слег, но молитва его не прекращалась до самого конца. 19 апреля 1982 г. в молитвенной тишине душа старца отошла ко Господу. Последнее, что он произнес, были слова из Херувимской: «И животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе…».

По кончине старца советские власти устраивали разные козни, чтобы почитатели батюшки и духовные чада не смогли вовремя проститься с ним. Они исправляли дату похорон в телеграммах, отменяли автобусные и железнодорожные рейсы в Ракитное, запрещали торжественное погребение. В народе это объясняли друг другу так: «Говорят, в Белгороде умер какой-то святой». И батюшка был действительно угодником Божиим. Поэтому, несмотря на уловки лукавого, архимандрит Серафим был погребен со всеми почестями при большом стечении духовенства и мирян у Свято-Никольского храма. И до сего дня батюшка помогает своими молитва всем притекающим к его могилке.

На могилке старца Серафима
На могилке старца Серафима
-9

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ