Несмотря на беспрецедентный характер спецоперации, рублю явно не привыкать. За последние несколько десятилетий его регулярно швыряло на дно. До звезд, правда, обратно не поднимало, но и на свалку истории наша национальная валюта не отправилась, в отличие от, к примеру, украинских купонов.
Уже давно ушли в прошлое знакомые заставшим 1990-е ценники в У.Е. Словосочетание «свободно конвертируемая валюта» вызывает лишь пожимание плечами. А ведь было. И бутылка «беленькой» в этом качестве фигурировала. Кому из молодежи рассказать — не поверят.
Интересно, что переломный момент, когда рубль окончательно вытеснил доллар из сознания россиян, связан с Украиной. Сколько стоила Олимпиада в Сочи, на которую тратились до украинских событий 2014 года? Чуть меньше 50 млрд долларов. А сколько стоил Крымский мост? Без малого 230 млрд рублей.
Между этими стройками всего пять лет. Но первую измеряли в иностранной валюте, а вторую — в национальной. И эта привычка укоренилась. В рублях теперь измеряется стоимость всего. И космодром на Дальнем Востоке (92 миллиарда), и подводные атомные ракетоносцы (23,2 миллиарда за «Борей»), и месяц хождения на работу. Уже сложно встретить человека, который продолжает пересчитывать зарплату на иностранные деньги. Просто нет смысла.
Получается, что возвращение Крыма в состав России и все последовавшие за этим событием санкции не столько отразились на курсах валют, сколько поменяли сознание граждан. И вовсе не в пользу банкнот с портретами американских президентов.
Сейчас рубль находится под сильнейшим давлением. И на первый взгляд, может показаться, что в финансовую сферу возвращаются столь любимые некоторыми гражданами 1990-е. Но если вглядеться в детали, то картина изменится.
Банки согласны продавать доллары. Выше сотни на продажу. А вот покупка отстает. Доллар США стал спекулятивным товаром, на котором рассчитывают заработать как банки, так и частники. Заработать, разумеется, рубли. Если раньше зеленые бумажки скупали, чтобы сберечь имеющиеся средства, то сегодня их скупают в надежде вовремя перепродать.
А это значит, что, наперекор всему мы, россияне, уверены, что наш рубль все равно выстоит. Мы с ним и не через такое проходили. Пройдет и это.