Найти в Дзене
Brands. Fashion. Business

Упадок в мире — креатив в моде: как войны отражались на фэшн-индустрии

Оглавление

Покажите мне одежду страны, и я напишу её историю. Французский писатель Анатоль Франс был прав: внешний вид граждан отражает происходящие в государстве события. Мы решили вспомнить, как самые суровые времена отражались на моде и фэшн индустрии

Мода и война — антагонисты: первая творит, вторая уничтожает. Первая дает веру, вторая — ее же забирает. Тем не менее манера красиво одеваться оставалась лучиком надежды даже в самые страшные времена. Война всегда шагала рядом с фэшн-индустрией: достаточно вспомнить гусарскую форму или одежду мушкетеров при Людовике XIV. Кстати, тенденции прошлого периодически всплывают на показах и в наше время.

Например, Джон Гальяно посвятил коллекцию весна-лето 2020 патриотизму и героизму людей, участвовавших во Второй мировой. Дизайнер представил на подиуме форму медсестер и солдат, образы француженок-партизанок и агентов спецслужб в современном прочтении. Вряд ли Гальяно подозревал, что наступил пандемия или другие события. Тогда он вдохновился силой воли наших предшественников на войне.

-2

Тысячу лет назад

В период между 1914 и 1918 патриотичная и простая мода была “общенациональной задачей”. Тогда трендом считались короткие стрижки, платья-пальто и шелковые ткани. Следует заметить, что Первая мировая война не критично ударила по фэшн индустрии: Дома мод работали, женщины носили новинки от кутюрье и активно читали журналы.

Кстати, платья-пальто “дожили” до наших дней.

-3

Во время войны и лишений сокращалось население, в частности мужчин. Прекрасная половина человечества начала бороться за политические права и возможность обеспечивать себя самостоятельно. В женском гардеробе стали преобладать брючные и спортивные костюмы.

Болезни также повлекли за собой изменения: во время эпидемии испанского гриппа защита на лицо стала необходимой частью гардероба. Журналы мод советовали подбирать прообраз современной маски под цвет шляпки. Кроме того, в период испанки перчатки носили и женщины, и мужчины. Это было обусловлено не столько правилами этикета, сколько эпидемиологической обстановкой.

После Первой мировой войны, кстати, появилось знаменитое “маленькое черное платье” от Коко Шанель. Оно появилось именно из-за послевоенного дефицита ткани, и стало символом перемен.

Audrey Hepburn, Breakfast at Tiffany’s (1961) starring George Peppard
Audrey Hepburn, Breakfast at Tiffany’s (1961) starring George Peppard

Вторая волна

Следующая мировая война тяжким бременем легла на плечи модной индустрии. Дизайнеры останавливали свою деятельности совсем или же мигрировали в Штаты, чтобы продолжать творить. Во многих странах, например, Англии вводили нормы потребления, для одежды в том числе — ее можно было получить только по карточкам. Производство гражданской одежды в принципе остановилось: изготавливали только военную форму и прочие атрибуты для борьбы.

Такие обстоятельства значительно упростили женский костюм и заставили модниц тех лет изобретать самим. Из-за острой нехватки материалов использовали все, что попадалось под руку: из сохранившихся частей старых платьев создавалось новое, а одеяло можно было покрасить и переделать в зимнее пальто.

-5

Так, в женский гардероб проник мужской стиль. Леди носили широкие плечи, прямые пальто и юбки. Одно оставалось неизменным — девушки подчеркивали осиную талию как символ хрупкости. Кроме того, была мода на “одно-единственное” платье, которое носили по всем случаям, а в качестве разнообразия использовали аксессуары. Из продажи исчезли шпильки, вместо шляп использовали обычные платки, а косметику заменяли подручными средствами.

“Девушки с ферм”

Женщины взялись за те занятия, которые раньше считались мужскими или не подходящими для леди: выполняли сельскохозяйственные работы и водили тракторы. Пропагандистские лозунги в СССР, например, призывали “Копать для победы”. В 1942 году для женщин и пожилых мужчин, которые уже не могли сражаться на войне в силу возраста, стали массово производить одинаковую рабочую одежду — комбинезоны и плотные брюки.

В Западной Европе и Северной Америке на пике моды был тюрбан. Сооружали его из самых разнообразных материалов: ткани, платков и шарфов. Повязывали его, к слову, разными способами — кто как умел.

-6

“Жидкие” чулки

В преддверии Второй мировой появились нейлоновые чулки. И они стоили вдвое дороже аналогов из натурального шелка. Однако в скором времени начались бои: и шёлк, и новомодный нейлон объявили стратегическим сырьем. Кроме того, проводилась патриотическая кампания по сбору использованных чулок для нужд фронта: в магазинах стояли специальные стенды, куда патриотичные модницы приносили свои изделия.

-7

Обычный предмет одежды стал редчайший дефицитом, при этом ходить с голыми ногами считалось неприличным. Поэтому модницы нашли нетрадиционный выход из ситуации — “жидкие чулки”. На ноги наносили обычную краску, а сзади рисовали карандашом линию, имитируя шов.

-8

Нью лук

В 1947 году Кристиан Диор сделал революцию в мире послевоенной моды. Он представил платье “New Look”, которое вдохновило жизнь в фэшн-индустрию и сердца женщин. Выглядело это как силуэт песочных часов: округлые бедра, покатые плечи и осиная талия. Длина платья была ниже колен, чаще закрывала икры, лиф облегал фигуру. Дополнительный атрибут — элегантная шляпка и платок на шею.

-9

Хиппи

В противовес военному серому, черному и коричневому цвету во времена вьетнамской войны появлялись яркие принты, светлые тона и разные цвета. Так распространялось движение хиппи, которое буквально кричало “мир и любовь”.

-10

Камуфляжные ткани остаются в топовых рейтингах и сейчас. Чаще они даже не ассоциируются с военной формой, потому что стали настолько привычными. Однако страшно становится, когда это “привычное” использую по назначению.

Совет: при любых обстоятельствах не забывайте, что мода — это красота, а красота спасет мир.

-11

Текст: Виктория Коноваленко