«Весь мир театр, а люди в нем актеры. И каждый не одну играет роль». Уильям Шекспир перевернулся бы в гробу, если на том свете ему сообщили, что в странах развитой демократии править государством призывают… актеров. Перевернулся бы по двум причинам. Во-первых, потому что в те времена актерское ремесло находилось на одной из низших строчек в социальной иерархии и не пользовалось не то, что уважением, а и попросту презиралось. Актер театра, шут, цирковой клоун занимали свое место где-то между проститутками и конюхами. И по меткому выражению одного из русских военачальников «с подобострастием служили любой власти». А во-вторых, сам Шекспир, будучи режиссёром и театральным продюсером, прекрасно знал истинную цену актерской братии. Она состояла в значительном числе из пьяниц, жуликоватых личностей, лентяев и беспринципных типов, продававшихся задешево. Хотя, конечно, встречались там и весьма талантливые экземпляры, которым удавалось снискать успех в жизни. О двух таких талантах мы сегодня и поговорим.
Рональд Рейган большого успеха в кинематографе не добился, хотя и был востребован. Убедившись, что «Фабрика грез» не горит желанием наградить его славой и богатством, Рейган предпринял гениальный в своей простоте разворот - если гора не идет к Магомету… Он решил превратить в театральные подмостки политику – трибуны перед избирателями, телевизионные и радиошоу. И конечно, преуспел! Начинающего политика, блиставшего актерским мастерством, заметила Республиканская партия, и вскоре Рейган занял пост губернатора штата Калифорния. В этой роли он не отметился особыми достижениями в экономике или законотворчестве. А прославился тем, что разогнал мирные митинги, проходившие в парке Беркли. Это мероприятие получило название «Кровавый четверг».
Вдумчивый избиратель скоро вообще-то раскусил нового губернатора. Тот мягко стелил, изображал из себя панибрата, своего парня на встречах с избирателем. Но когда пришел к власти, завернул социальные гайки со скрипом. Разогнал оппозицию и вольнодумных студентов, отнял льготы и социальные программы помощи у безработных. Все это как-то не вязалось с его предвыборным образом… Если не предположить очевидного – он был всего лишь актером на службе у тех, кто его нанял, а теперь подсказывал роль из-за кулис.
Спустя десяток с небольшим лет Рейган получает главную роль своей жизни – президента США. На выборах он по-прежнему играл роль доброго дядюшки, настоящего глубинного американца. Говорил с людьми просто, эмоционально, артистично. И люди верили. Вдумчивый избиратель в тех краях встречается нечасто…
Придя к верховной власти, Рейган, а также его режиссеры, сценаристы и продюсеры, развернулись в полную мощь. Были в разы уменьшены налоги на доходы богачей, сокращены социальные программы, в том числе в здравоохранении. А выпадавшие доходы решено было покрыть, просто печатая новые доллары. Именно тогда начал раскручиваться безумный маховик американского госдолга. Ну, а раз на политических подмостках стоял такой податливый президент-актер, времени терять было нельзя. Тогда-то и запустились чудовищные по своей стоимости программы военно-промышленного комплекса. И Америка начала искать и создавать врагов по всему миру, чтобы оправдать немыслимые военные бюджеты и растущий долг страны, их покрывавший.
Считается, что кризис 2008 года был одним из последствий рейганомики. А другим – горы оружия, которым можно было потрясать перед всем миром, продавая идею мировой безопасности и американской гегемонии. Вы полагаете, до всего этого додумался самостоятельно актер американских сериалов? Имеются замечательные документальные кадры, на которых Рейган идет произносить очередную программную речь, но по дороге его останавливает один из финансовых олигархов, забирает у президента листочки с заготовленной речью… И вручает другие – с новым, правильным театрально-политическим монологом! Вот так просто. И Рейган послушно его озвучивает.
После эпохи Рейгана, когда для большого американского бизнеса не было слова «нет», идея об актере-президенте глубоко засела в бессознательном мировых режиссеров. Они ждали подходящего сюжета и дождались.
Украинский сериал «Слуга народа» с Владимиром Зеленским в главной роли, выглядел, как находка. Оставалось сотворить то же самое, что блестяще было исполнено с Рейганом. А именно – превратить избирателя в кинозрителя. Ну, и конечно, актеру написать соответствующее либретто.
Что публика в театре, что избиратель у экранов телевизоров – это стихия очень внушаемая. И Зеленский исполнил роль «слуги народа» идеально. Давил на эмоции, умело включал обертоны голоса и сценические паузы. От крупных задач страны переходил на крупный план собственной личности: «Я не политик, я простой человек». И конечно, не обошлось без детей, как самой чувствительной ноты. «Повесьте в кабинетах фотографии своих детей и перед каждым решением смотрите им в глаза». Его собственный сын стал важным персонажем речей. … Папа что-то обещал, объяснял ему, переходя на детские аллегории… Все эти коварные приемы должны были пробудить у избирателя собственные родительские чувства. А также способствовать тому, что в психологии называется «возрастной регресс». То есть тоже позволить немного побыть ребенком. А родительские обязанности передоверить этому уверенному в себе человеку, который и о своей семье позаботится, и обо всех нас…
Команда Зеленского в принципе вела нестандартную президентскую кампанию, которая напоминала не политический процесс, а шоу общенационального масштаба. Главная идея заключалась в том, чтобы освещать избирательную гонку чуть ли не в прямом эфире в соцсетях и в формате видеоблога.
Так работают вербальные психотехнологии в политике, делая внушаемого избирателя чувствительным и уязвимым. Признаюсь, я тоже был под некоторым впечатлением его предвыборных речей. И конечно, мне хотелось, чтобы в соседней с нами стране воцарился мир, благополучие, справедливость.
В день выдвижения партией «Слуга народа» Владимира Зеленского кандидатом в президенты Украины было опубликовано интервью, в котором Зеленский заявил, что в случае победы на выборах первой задачей будет договариваться о прекращении огня в Донбассе.
Но, знаете, я для себя наметил как бы тестовый вопрос – по поводу самостоятельности этого нового политика. Проблему Донбасса было не решить ни за неделю, ни за месяц. А вот заменишь ты человека на посту мэра своей столицы? Вы в курсе, что его с 2014 года занимает личность, крайне неподходящая. Бывший боксер, косноязычный, прямо скажем, неумный человек, единственной задачей которого является «не мешать» - Виталий Кличко. Ведь он явно принадлежал к команде Порошенко. «Приговором» которого называл себя Зеленский. Но ничего не случилось, а значит, новый президент остался верен прежним схемам. И я получил разочарование, которое потом только нарастало.
Актерам всегда свойственна поверхностность. Тогда как закулисных режиссеров интересуют отнюдь не жизни каких-то там жителей Донбасса или керченских моряков. Только власть и деньги.
Чисто психологически актеры, в большинстве своем, это носители определенного психотипа – сценический истероид. В глубине такой личности всегда живет страх и неуверенность в себе. Поэтому Зеленский окружил себя посредственностями на всех постах, поэтому хамил журналистам прямо на пресс-конференциях. Болезненно реагировал на любую критику. Вопросы, требующие хладнокровных волевых решений – кадровая, бюджетная политика, взаимодействие с парламентом - передоверил главе своей администрации. Один пример: в его военном ведомстве министр обороны несколько месяцев не общался с начальником генштаба из-за личной неприязни… Пришлось делать кадровые перестановки, сильно смахивающие на театральный капустник.
Его команда, которая собиралась и перетасовывалась в «турбо-режиме», просто еще раз проиллюстрировала, что «новые лица» – это на самом деле хорошо забытые старые. В том смысле, что они «по-старому» хотят в основном власти, денег и бесконтрольности. Поэтому провалились антикоррупционные обещания, меры против обогащения чиновников. По уверениям того же Гордона только на украинской таможне в год расхищается три миллиарда долларов. А в парламенте оппозиция, напоминающая о революционных лозунгах предвыборной кампании, «загнана под лавку». Как и Рейгану, Зеленскому, конечно было не отойти от контроля олигархов.
В чем был хорош Зеленский – в изобретении ярких сценических лозунгов. «Скоро весна. Будут посадки!» С намеком на уголовные дела против крупных коррупционеров. Но похоже, президент Украины – это еще одна ипостась гоголевского Хлестакова. Это когда первый страх оттого, что «к нам едет ревизор!», сменяется обычной складчиной местных воротил на взятки-откаты-подарки бойкому временщику.
Зеленский теряет друзей и создает врагов. Был у него преданный друг журналист Гордон. Но президент несколькими саркастическими высмеивающими фразами сумел заставить того громогласно заявить, что президент его предал, и больше от него ждать нечего… Забавной в своем символизме была одна из фраз, которую кинул Зеленский прямо перед журналистами: «Гордон так мне твердит, что я не должен идти на второй срок, что аж из штанов выпрыгивает!». Скабрезность и унизительность ситуации «человека без штанов» комика не смущает. Ведь это всего лишь напоминает номер на потеху публики в одной из антреприз. Но позвольте, ведь актерство – в прошлом? А теперь надо очень внимательно следить за каждым своим словом. И, кстати, если уж дал обещание идти только на один срок, то не заявлять теперь: «Я еще не решил, я думаю».
Больше всего по вкусу Зеленскому в его новой роли – путешествовать по столицам Европы в сопровождении свиты и жать руки сильным мира сего. И в этом плане он сильно напоминает мне другого политика, российского, образца девяностых – Анатолия Собчака. Который тоже пришел к власти в Ленинграде на волне народного восторга от своих пламенных речей. А потом проиграл выборы, поскольку город его возненавидел за самолюбование, поездки, банкеты и полное пренебрежение той работой, ради которой он бы призван избирателями. На моем канале есть разбор личности Собчака и его дочери Ксении https://zen.yandex.ru/media/prizzi2021/kseniia-sobchak--raspakovka-lichnosti-ukushennaia-demonom-aristokratizma-62079d7264990e73f1bddf3d.
И как в случае с Собчаком, его избиратели, как и те, кто внимательно со всех прилегающих границ следили за действиями нового украинского главы, столкнулись с подменой лозунгов и ценностей. То, что произносилось ради успеха у избирателя, оказалось лишь строчками сценария сериала… Вместо урегулирования проблемы Донбасса - именование его жителей «особями». И продолжение обстрелов мирных жителей. Вместо минских переговоров их запутывание и откровенная профанация. Усиление языковой дискриминации для русскоязычного населения. Размахивание пугалом «продолжающейся российской агрессии».
И пожалуй, главное - фотографии детей Донбасса в кабинетах новых чиновников никто так и не повесил.
… Разумеется, это не политологическая статья. Я лишь хотел напомнить вам о феномене актерства на высших политических ролях. И о том, что актер, как человек и личность, по-Станиславскому должен «умереть» в своей роли. Оба актера на должностях президентов прекрасно это исполнили. Они лишь озвучивали монологи, написанные для них сценаристами и согласованные режиссёром.
В конце позвольте напомнить вам коллизию той самой пьесы Шекспира, из которой я позаимствовал цитату. Там в одном государстве младший брат правителя обманом захватывает власть и затем изгоняет родственника. Старший брат какое-то время находится в изгнании, но затем возвращается со всей своей свитой и охраной. И младший тут же осознает, что поступил вероломно, не по-семейному. Возвращает трон старшему брату, а сам удаляется в монахи. Так в семнадцатом веке по мысли Шекспира выглядела высшая справедливость.
Кажется, прямо сейчас «старший брат» пришел восстановить свои права. И кое-кому придется уйти, если не в монахи, то, пожалуй, обратно в свое актёрское ремесло. Гастроли окончены! И название у пьесы, кстати, поучительное: «Как вам это понравится».
Олег Макаров, кандидат психологических наук, автор серии книг.