Позвонил давеча в один из салонов Лады Нижнего Новгорода спросить, за сколько нынче продают машины. Гранту в хорошей комплектации мне предложили купить за миллион рублей! Разумеется, это не официальный ценник завода, а цена, за которую автосалон готов расстаться с машиной. Понятно, что там установлена куча дополнительного оборудования по цене в десять раз дороже рыночной, но факт остается фактом: Гранту в топе мне предложили купить за миллион рублей!
В связи с этим не совсем понятно, на какой отметке установятся цены на автомобили после сегодняшних событий. Поскольку блог у нас про автомобили, не буду писать про цены на импортные лекарства, продукты питания, товары повседневного потребления и прочее: говорим только про машины. Но автомобили становятся эдакой лакмусовой бумажкой повышения цен в стране, так что по ним можно неплохо отследить ситуацию в целом.
Между тем АвтоВАЗ уже заявил об официальном подорожании машин по прайсу. Гранта вырастет в цене на 34 тысячи рублей, Веста – на 50 тысяч, Ларгус – на 60 тысяч. И что-то мне подсказывает, что это повышение цен далеко не последнее в этом году.
Глава Рено Лука де Мео заявлял, что российские заводы АвтоВАЗа зависят от импортных комплектующих на 40% в случае с московским заводом, и на 20% в случае с тольяттинским. На самом деле цифры еще вполне обнадеживающие, потому что казалось, что зависимость от импорта намного больше.
Но опять же комплектующая комплектующей рознь: одно дело, если перестанут поставлять капоты и крылья (их худо-бедно можно сделать своими усилиями), и совсем другое, если не будет чипов и технологичных узлов, условно, какого-нибудь бошевского топливного насоса. Наверняка какое-то решение будет найдено, но опять-таки это время и деньги, а заплатит за все в конечном итоге потребитель: бизнес работать себе в убыток не будет никогда.
Большинство производителей сейчас заняли выжидательную позицию, потому что не понятно, что будет дальше. Сценариев развития ситуации с поставками огромное множество, но пока все ждут. Некоторые сразу объявили и приостановке поставок на неопределенный срок, другие просто смотрят за ситуацией и периодически обновляют ценники.
Я ни разу не владелец завода, но, как мне кажется, логичным выглядело бы следующее решение: посмотреть сейчас, сколько на складах лежит комплектующих и прикинуть, на сколько их хватит в случае остановки поставок. Продавать машины по ценам недельной давности сейчас не имеет никакого экономического смысла, поэтому повышение цен будет: думаю, по этому поводу ни у кого сомнений уже нет.
Вопрос сейчас только в том, останутся ли на российском рынке иностранные бренды, пусть и с ощутимым подорожанием, или в ближайшем будущем 90% рынка займут китайские производители. Как думаете?