Найти в Дзене
"Из рук в руки"

Проснись и пой: как занятия вокалом укрепляют здоровье

Оглавление
Нормализовать и физическое, и психологическое самочувствие, выплеснуть негатив помогут занятия вокалом
Нормализовать и физическое, и психологическое самочувствие, выплеснуть негатив помогут занятия вокалом

Ученые давно доказали, что пение способствует снятию стресса и повышает настроение. Во время занятий вокалом даже самому зажатому человеку удается расслабиться, почувствовать себя, выплеснуть накопившийся негатив. Нормализуется и физическое, и психологическое самочувствие. Поговорим о том, почему это происходит.

ДУША ПОЁТ

Раньше считалось, что голос надо ставить в ранней юности. Упустил момент – все, петь сможешь только дома, под душем. На самом деле, это не совсем так. Как утверждает большинство современных педагогов по вокалу, поставить голос можно кому угодно.  Почему же раньше думали иначе? Все дело в разности целеполагания. В советское время педагоги по вокалу, как впрочем, и спортивные тренеры, были нацелены на результат. По их мнению, учить человека петь имело смысл только с прицелом на Большой театр. Ну, в крайнем случае, на Мосэстраду.

Все остальные ученики им были не интересны, и снимались с дистанции. В спорте происходило то же самое: мол, зачем вам ходить в бассейн, если вы не подаете олимпийских надежд? И, разумеется, перспективы как на Большой театр, так и на Олимпиаду были у тех, кто начал заниматься в очень раннем возрасте – лет этак с пяти. Из всех остальных Шаляпины и Бубки не получаются.

Сегодня подход коренным образом изменился. Самых талантливых по-прежнему растят для большой сцены. А вот у всех остальных есть возможность научиться петь просто для души. Конечно, Монсеррат Кабалье из взрослой барышни, пришедшей в вокальную школу, не выйдет, но научиться вполне прилично мурлыкать под гитару любимые романсы смогут даже те, кому медведь щедро потоптался и по ушам, и по голосовым связкам.

-2

Поэтому сегодня в вокальных студиях можно встретить и менеджеров, и бухгалтеров, и научных сотрудников, и даже полицейских. Кто-то когда-то учился в музыкальной школе, потом бросил и теперь жалеет. Кто-то, наоборот, очень хотел в музыкалку, но мама не пустила – а душа до сих пор просит. Кто-то все время ходит в караоке и хочет свое мастерство немножко подшлифовать.

ЛЕГКО НА СЕРДЦЕ ОТ ПЕСНИ ВЕСЕЛОЙ

Для многих из тех, кто приходит на занятия вокалом, это – не просто хобби, но и очень мощное эмоциональное переключение. Они целый день за компьютером, у них переговоры, цейтноты, выволочки от начальства – это всё накипает, накипает, накипает… и – требует выхода.

Наш организм – это единое целое, в котором все взаимосвязано: физиология, биохимия, психологическая составляющая. И чаще всего первична мысль. На мысль вырабатывается определенная эмоция. В ответ на эмоцию организм запускает биохимический процесс, в ходе которого выделяются определенные биологически-активные вещества, которые заставляют наше тело совершать те или иные действия и движения.

-3

Например, когда мы испытаем чувство страха, вырабатывается гормон адреналин. Попадая в кровь, он способствует сужению просвета сосудов, перераспределению крови, перераспределению мышечного тонуса и так далее. То есть – готовит организм к тому, чтобы бежать и спрятаться.

Правильно отработанная эмоция заканчивается соответствующей реакцией тела. После этого цикл завершается, и мы снова чувствуем себя хорошо. Но, в силу социальных причин, мы не всегда можем проявить свои эмоции и отработать их. Ну вот, например, вызывает вас «на ковер» ваш начальник. И грозит увольнением, штрафом и прочими карами египетскими. Вам страшно. Но убежать и спрятаться вы не можете, иначе ведь и правда уволят.

И тогда психосоматическая цепочка «ситуация – мысль – эмоция – биохимическая реакция – действие» прерывается на уровне биохимической реакции. А значит, эмоция, не получив выхода, как бы застревает в теле. Внутренние органы и мышцы, приготовившиеся к движению, работают вхолостую – отсюда спазмы, зажимы, психосоматические состояния.

Человек постоянно прокручивает в голове различные недосказанные ситуации – из-за этого нарушается сон, и наутро человек просыпается не отдохнувшим, а, наоборот, разбитым, опять попадает в ту же струю, и отрицательные эмоции накапливаются как снежный ком. Весь этот негатив должен найти выход, иначе человек сгорит.

-4

Что тут может помочь? Основное, что для нас значимо – это отработка эмоций. И нужно найти такие занятия, которые позволят это сделать. Кто-то грушу бьет, кто-то по горам лазает, кто-то на байдарках катается. А кто-то приходит на вокал. Даже если человек один раз крикнет в микрофон – это сразу снимает стресс. Благодаря этому скидывается внутреннее напряжение, уходят зажимы, эмоционально человек раскрепощается,  освобождается от накопившегося негатива.

ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ!

Педагоги, которые работают с непрофессионалами, обязательно должны быть психологами. Когда люди приходят на занятия в первый раз, им задают вопрос: «Зачем? Для чего? Вы хотите на сцену?» Если да – то более жесткий подход будет, больше кнут, чем пряник. Как в спорте, в жестком профессиональном спорте.

Если же человек пришел петь для себя: «Я пою в дỳше, а мне хочется еще и в компании попеть. Направьте на путь или какую-то песню порекомендуйте нормальную» - вот тогда для них стараются найти и подходящий репертуар, и подход к самому ученику, потому что люди бывают закрытые, многие стесняются. Особенно если родители в детстве говорили ребенку, что ему вообще этим заниматься не надо, что ему по ушам походили медведи, что голос у него отвратительный. От этого такой комплекс развивается у человека на всю жизнь! Он не только петь не может, его вообще не слышно. Ведь что такое звук? Звук – это воздух. И голос – это воздух, который мы через себя пропускаем. И если человек зажат, застрессован, закомплексован – у него горло сжато, и воздух выходит через тонюсенькую щелочку. В любой ситуации, когда надо выступать: на переговорах, во время доклада или презентации – такой человек напрягается, у него горло перехватывает, он бедный пыжится, тужится, выдавливает из себя слова.

-5

В некоторых музыкальных студиях даже есть такая услуга – занятия вокалом в тандеме с психологами. Их задача – так расположить человека к себе, чтобы он не боялся, чтобы он чувствовал себя, как будто бы он один дома, поет перед зеркалом. Чтобы его никто не осуждал, а, наоборот, подбадривал: «Ты молодец! Давай!». Главное «лекарство» тут - его результаты. Он видит, он слышит себя. Да, в первый раз он зажат, попадает мимо нот – но педагоги знают, как исправить это. И они это делают. Для этого у профессионалов существует целый арсенал: специальные техники, позволяющие научиться управлять потоками воздуха. Техники расслабления, во время которых человек раскрывается. И он становится способен пропускать через себя широкий, открытый поток воздуха, что называется, «во всю Ивановскую».  И когда это в первый раз получается – человек стоит в шоке: «Неужели я так могу?»

С ЭТОЙ ПЕСНЕЙ ТАК ВОЗМОЖНО СЧАСТЬЕ

О целебной силе вокала люди знали задолго до нашей эры. В Древнем Египте с помощью хорового пения лечили от бессонницы, в Древней Греции – от некоторых видов безумия, а Пифагор и Аристотель рекомендовали пение при лечении душевных болезней. Однако вокальные упражнения лечат не только дух, но и тело.

Пение и спорт – очень похожи. И спортсмены, и вокалисты работают мышцами. Дышат они немного по-разному, но мышечная нагрузка одинаковая. Во время пения и работают и мышцы брюшного пресса, и мимические мышцы лица, и мышцы горла, гортани. Опять же, чтобы «шёл воздух», приходится держать осанку – а значит, мышцы спины тоже в работе!

Занятия вокалом помогают при всех заболеваниях дыхательной системы, например, при астме или постковидном синдроме. Фактически, они действуют так же, как дыхательная гимнастика. Но обычные упражнения делать скучно. Учиться петь – гораздо интереснее.

-6

Во время пения мы дышим не просто глубоко и правильно, но еще и ритмично. За счет этого происходит замедление частоты сердечных сокращений, расширение кровеносных сосудов и нормализация артериального давления. А за счет того, что диафрагмальное дыхание обеспечивает полный кислородный обмен, кровь насыщается и переносит молекулы кислорода ко всем внутренним органам и тканям.

Все, кто хоть раз побывал в тренажерном зале, наверняка ощущали на себе действие эндорфинов, серотонина и дофамина. В какой-то момент наш мозг реагирует на физическую нагрузку, и вбрасывает в кровь порцию «гормона счастья».  За полчаса тренировки их концентрация в крови вырастает примерно в шесть раз. Благодаря этому человек становится более спокойным, расслабленным, растет чувство удовлетворения жизнью и  самооценка. Надо ли говорить, что при вокальных упражнениях происходит точно такая же реакция! А если петь хором, то в придачу к «гормонам счастья» вырабатывается еще и «гормон доверия» - окситоцин. Он позволяет нам почувствовать единение – не зря про близких друзей часто говорят, что они «спелись».

Очень полезно заниматься пением людям с проблемами опорно-двигательного аппарата – например, при мышечных зажимах, спазмах. Очень часто такие состояния вызваны психосоматикой, развившейся на фоне стресса. Во время занятий вокалом такие люди постепенно раскрепощаются – и зажимы начинают слабеть. Да, не сразу, не с первого занятия – но обязательно. К тому же, когда человек открывается, у него снимаются зажимы, рушатся барьеры в общении с людьми. Это такая очень тонкая психология.

-7

А вы знаете, что при пении только 20 процентов звука выходит наружу, а оставшиеся 80 процентов поглощаются организмом? Ученые полагают, что оставшиеся внутри нас звуковые волны способны откалибровать частоты вибрации наших внутренних органов. Когда мы болеем, эти частоты могут меняться, что вызывает сбои в работе организма. Вокал в данной ситуации играет роль самомассажа,  настраивая наши органы и заставляя их работать более интенсивно. Вокальные упражнения также активизируют работу диафрагмы, которая начинает ритмично массировать печень. Это предотвращает застой желчи, улучшает работу органов пищеварения, снижает зашлакованность организма и даже способствует похудению.