Найти тему
Дарья Молчанова

Культура речи

Сейчас даже в школе преподают курс риторики, а люди разговаривают всё хуже и хуже. Часто обходятся тремя словами «да», «нет», «нормально». И гордятся тем, что не читают книг. Для меня – интеллигентного человека – это явление не понятно. Я не знаю, как можно прожить, не прочитав в жизни ни одной книги. Для меня это нонсенс. Когда я училась в школе, то риторика не входила в обязательную программу, с этой дисциплиной я познакомилась только на первом курсе университета, но в мои школьные годы, люди разговаривали правильным языком, и учить риторику было приятно и легко. А теперь, похоже, что ученики только проходят этот курс, учатся отыскивать в тексте фигуры речи, выполнят зачёт и благополучно забывают, что такое правильная речь. На практике риторику не применяют никак.

Общение свелось к написанию коротких сообщений со смайликами или чтению новостей в соцсетях. А ответы на вопросы заключаются часто даже в двух словах «Понятно!», или «Ясно!». Для меня собеседник, словарный запас которого очень ограничен, сразу становится неинтересен. Через десять минут общения с ним, мне станет скучно, и я попрошу его разговаривать более разнообразно. Если собеседник с этим не справится, наше общение прервётся через несколько дней. И тот, кто умеет разговаривать только на жаргоне, для меня тоже непривлекателен, в качестве собеседника, а только как культурный феномен. Но люди, живущие в популярной культуре, как-то обходятся тремя словами и понимают друг друга и это удивительно. А если речь требует всего два десятка слов, то и другие потребности души тоже уменьшаются, интеллектуальный уровень человека постепенно падает, и ему уже не хочется ни хороших книг, ни фильмов со смыслом. Он довольствуется «мыльными операми» по телевизору, одеждой широкого потребления и ничем не желает выделяться из толпы. Превращает постепенно сам себя в серую массу и вряд ли пойдёт в театр слушать итальянскую оперу. У меня складывается впечатление, что театры в наше время посещают только 10% людей, в связи с коронавирусной инфекцией и того меньше. Молодые люди лет пятнадцати-четырнадцати не умеют вести себя прилично в театре: болтают наперебой, смотрят новости в телефонах, смеются сами себе, пинают ряды впереди стоящих кресел, а то, что происходит в это время на сцене мало кого из молодёжи интересует. И речь у таких молодых людей, соответствующая: «Ромео и Джульетта – это что за имена-то такие?». Как можно прийти в театр смотреть балет Прокофьева и притом никогда не читать пьесу Шекспира. Хотя бы перед посещением культурного заведения, молодые люди могли бы потрудится и открыть книгу.

Культура речи – во многом культура души. А теперь ни телевидение, ни радио не являются в этом смысле эталоном для подражания. Правильной речи можно научиться сейчас только из хороших книг. Во времена моего детства книга считалась лучшим подарком. В 80-е годы была эпоха дефицита, но мои мама и бабушка делали всё для того, чтобы у меня со старшей сестрой были под рукой красивые иллюстрированные книги. Они доставали их через друзей и знакомых и приятелей знакомых. Мама и бабушка могли не купить кусок колбасы к ужину, но книжки покупали всегда. И «Сказка о царе Салтане» с великолепными картинками стоит у нас в шкафу до сих пор. Я с детства люблю книги и теперь часто их покупаю в электронном виде, потому что для нового книжного шкафа уже дома нет места. А во всех комнатах стоят книги на полках в четыре ряда, и в один прекрасный момент могут рухнуть. Мне хочется плакать, когда я вижу, что тираж книги русского писателя-классика всего лишь 5 000 экземпляров, и если это соотнести с масштабами всей России, то получится капля в море, а может быть и того меньше. И мне хочется сказать: «Не теряйте русский язык и правильную культуру речи! Берегите их, как драгоценность!»