«Наверно, боги сошли с ума»/The Gods must be crazy, фильм 1980 года южноафриканского режиссера Джеми Уйса. У фильма пять частей, но, пожалуй, самая популярная первая, собравшая десятки миллионов долларов сборов по миру. Сколько лет прошло со дня его выхода, а он до сих пор остается одним из самых интересных фильмов об Африке, где можно увидеть великолепную природу черного континента, жизнь племени бушменов.
Добрая, наивная кинолента, которая позиционируется как комедия, но затрагивает мимоходом и серьезные проблемы африканского континента – войны, связанные с переворотами, браконьерство. Милый юмор напоминает юмор немых комедий с Чарли Чаплином и даже Леонида Гайдая. Те, кто смотрел фильм, наверняка помнят забавный момент, когда маленький бушмен держит над головой деревяшку, чтоб казаться выше гиены и тем самым устрашить ее.
Фильм можно и нужно смотреть с детьми (по крайней мере, первые две части, остальные не смотрела). В интернете много написано об этой ленте, утверждается, что в ней, например, можно увидеть чуть ли не пропаганду апартеида… По-моему, тут уже идет перебор с расстановкой акцентов.
Первый фильм снят в документально-художественной форме и повествует о приключениях бушмена Хи, который хочет избавиться от бутылки «Кока-колы», которая породила в его племени доселе невиданные распри. Когда так называемая цивилизация приходит в мир детей природы, каковыми можно назвать бушменов, то добра не жди…
Во второй части дети Хи случайно уехали на грузовике браконьеров, и отец уходит их искать. Детишки играют очень хорошо, даже не играют, а просто живут в этом фильме. Не знаю, как режиссеру удалось так их снять, заставить плакать. Впечатление, что ты просто подсматриваешь картинку из настоящей жизни маленьких бушменов.
Вот какую информацию нашла в интернете.
Главную роль сыграл N!хau, именно так пишется его имя, так как оно не передается в транскрибированной форме из-за особенностей языка, состоящего из щелкающих звуков. Режиссер нашел его в настоящем племени в Намибии. За свою жизнь N!xau не видел больше трех белых, а свою деревню считал самым крупным населенным пунктом в мире (Википедия оспаривает эти факты).
У него был дом, скот, автомобиль, но, как пишут, он не смог жить в этих, казалось бы, комфортных условиях, и под конец жизни вернулся в намибийскую саванну. Где и умер во время охоты (не знаю, правда ли это, так как в интернете могут написать что угодно).
Бушмены живут в пустынных областях Намибии и прилегающих районах ЮАР, Ботсваны, Анголы, а также в Танзании. Антропологически отличаются от негроидов: имеют более светлую кожу, тонкие губы, немного смахивают на монголоидов. Их относят к так называемой капоидной расе. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» — личинок муравьев. Бушмены обладают наиболее древним этнотипом, т.е. другими словами, являются древнейшими представителями человечества.
Время заселения Южной Африки бушменами точно не известно. Предполагается, что это произошло порядка 10-20 тысяч лет назад. Начиная XV века н.э. постепенно вытеснялись пришедшими с севера бантуязычными скотоводами вглубь пустыни Калахари. Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начала XX, за который было уничтожено порядка 200 тысяч человек аборигенного населения. Выжившие либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на фермах. Систематического преследования бушменов не происходило только на территории Ботсваны.
По мнению многих исследователей, именно из пустыни Калахари человечество начало свой исход по миру, приспосабливаясь к новым условиям, изменяясь и мутируя. Оставшиеся же в Калахари бушмены как бы законсервировали свой генетический код и донесли его до наших дней.
На земле сохранилось около 100 тыс. бушменов. Из них больше половины, порядка 55 тыс., живут в Ботсване, ещё чуть больше 30 тыс. в Намибии, остальные в ЮАР, Анголе, Замбии и Зимбабве. Возможно, эти сведения уже устарели.
…Наверно, все человечество, в далекие времена еще не поделенное на расы и нации, было похоже на бушменов. Не знало ни зависти, ни жадности, и жило в абсолютной гармонии с природой.