Найти тему
Без музыки совсем не то

Creedence Clearwater Revival «Green River», 1969 г. – переломный альбом в творчестве группы

В середине 1969-го года американская рок-группа Creedence Clearwater Revival выпустила свой второй альбом из трех, увидевших свет в том году – «Green River». И этот альбом стал переломным в истории группы сразу по нескольким направлениям – и творческом, и техническом, и коммерческом.

Creedence Clearwater Revival «Green River», 1969 г.
Creedence Clearwater Revival «Green River», 1969 г.

Свой третий альбом «Green River» группа Creedence Clearwater Revival записывала в гораздо более комфортных условиях, чем первые два. Во-первых, все музыканты стали очень состоятельными людьми и прикупили себе шикарные домики в элитном районе своего родного города Эль-Серрито, одного из пригородов Сан-Франциско, а, во-вторых, успели за пару месяцев оборудовать себе прекрасную репетиционную базу. Это, кстати, к вопросу о том, что их менеджер – жмот и негодяй Сол Зенц, выдавал им деньги только якобы на карманные расходы.

Однако музыканты рассчитывали на лучшее, и потому не прошло и полгода, как они принялись за запись третьего своего альбома, который должен был переплюнуть по популярности все, что группа создала до этого. К этому времени Джон Фогерти полностью исключил Сола Зенца из творческого и технического процесса, отодвинул он на задний план и всех своих троих коллег. Он сам сочинял и музыку, и тексты, сам занимался аранжировками, микшированием, и вообще всем, что отличало сольный альбом от группового творчества. В итоге всё творчество CCR по всем признакам можно классифицировать именно как сольную деятельность исключительно Джона Фогерти.

На видео: Creedence Clearwater Revival выступают в Вудстоке в 1969 году

Впоследствии трое музыкантов жаловались, что Джон Фогерти не давал им не только сочинять свои песни, но и не позволял хоть как-то участвовать в их записи. Репетировали они, конечно же, вчетвером, но вот все записанные уже на студии мастер-ленты лидер CCR переделывал по своему усмотрению, и часто даже менял мелодию. Так образом Том Фогерти, Стю Кук и Дуг Клиффорд вообще не имели представления о том, что они услышат на отпечатанной пластинке, и для того, чтобы играть новые песни на концертах, им приходилось их заново разучивать уже с диска.

Но, как бы там ни было, а новый альбом «Green River» и на самом деле получился если и не потрясающим, то весьма значительным. Во-первых, в сравнении с предыдущими двумя пластинками на этом альбоме значительно улучшился саунд, «провинциальное» звучание инструментов очистилось от всякой «шелухи», которое часто присуще альбомам начинающих групп. Инструменты прописаны так четко, словно альбом был записан лучшими профессионалами тогдашнего шоу-бизнеса. Тем не менее, это всё заслуга исключительно Джона Фогерти, который обладал качествами не только прирожденного музыканта и продюсера, но и звукозаписывающего техника.

Конверт американского выпуска альбома CCR "Green River", 1969 г.
Конверт американского выпуска альбома CCR "Green River", 1969 г.

В общем, когда альбом попал на прилавки 3 августа 1969 года, он являл собой один из самых раскупаемых товаров не только в американских музыкальных магазинах, но и по всему миру. «Платинового» статуса (миллион проданных копий) он достиг за три месяца, и в момент выхода возглавил чарты США, сбитый оттуда некоторое время спустя только альбомом The Beatles «Abbey Road».

В Великобритании «Green River» добрался до 20-й позиции (против 62-й у предшественника). Да и в чартах многих других стран он попал на хорошие позиции, таким образом Creedence Clearwater Revival стали популярны по всему миру, соревнуясь в этой популярности с самими «Битлами»!

Лейблы одного из первых выпусков альбома Creedence Clearwater Revival "Green River", 1969 г.
Лейблы одного из первых выпусков альбома Creedence Clearwater Revival "Green River", 1969 г.

Итак, альбом «Green River» стал переломным для группы сразу в нескольких отношениях – и в творческом, и в техническом, и в коммерческом. С альбома было выпущено несколько синглов, но «выстрелили» только два – «Bad Moon Rising» и «Green River». Они оба попали на 2-ю позицию американских чартов – первый в апреле, а второй в июле 1969-го. Эти два шедевра потом многократно переиздавались во многих странах мира и в самых разных комбинациях (с другими песнями), и неизменно попадали на высокие места в чартах.

А теперь давайте посмотрим, что же нам приготовил альбом CCR «Green River»? Все песни написал самолично Джон Фогерти, за исключением последней, авторами которой было сразу несколько «древних» американских блюзовиков.

Сторона 1:

1). Green River (2:36). Несомненный шедевр, только вот за его основу Джон Фогерти наверняка взял первый хит группы – «Suzie Q». Правда, на этот раз все признаки психоделии, которой был наполнен дебют, из «Зеленой реки» испарились – Фогерти решил не увлекаться этим течением, которое грозило увести группу в неизведанные дебри «кислотного рока». Таким образом этот шедевр представляет нам чистый кантри-рок с гитарным наполнением а-ля британский Cream.

2). Commotion (2:44). Шикарнейший тяжелый рок-н-ролл с совершенно уникальным хард-роковым риффом. Никакого кантри – чистый рок с чистыми и звонкими соляками а-ля Джордж Харрисон.

3). Tombstone Shadow (3:39). Я уверен, что эта песня полностью была навеяна некоторыми образцами творчества Cream в целом и Эрика Клэптона в частности. Не забываем – Cream тогда считались образцами вступающего в силу прото-хард-рока. И Фогерти, видимо, решил не отставать от тогдашних британских рок-знаменитостей, и тоже забацал нечто подобное, только на американский манер.

4). Wrote a Song for Everyone (4:57). А эта песня, название которой можно перевести как «Я написал песню для всех», представляет собой какую-то жалобу Джона Фогерти, как оказалось, на свою неудачную семейную жизнь. Сам Фогерти говорит, что мелодию написал еще за два года до выхода альбома, только никак не мог подобрать текст для нее. Ничего особенного в этой песне я не вижу, это чисто личные переживания Фогерти, рассчитанные только на тех, кто понимает, о чем в ней поется. Но ни музыка, ни даже вокал не впечатляют, а инструментальное наполнение минималистично.

Сторона 2:

5). Bad Moon Rising (2:21). Отличный шедевр, очень запоминающийся. Но, что интересно, в отличие от веселой и жизнеутверждающей мелодии, текст не сильно позитивный, а даже зловещий, как раз из какого-то рассказа Стивена Кинга. Главная суть - у главного героя плохи дела, потому что восходит недобрая Луна, и это может стоить ему жизни. В общем, песня-предупреждение всем неудачникам – лучше сидите ночью дома и не искушайте уличных привидений и прочих злодеев.

6). Lodi (3:13). Грустная такая баллада, невзирая на мажорно взятый тон. В США и Канаде она имела какую-то заметную популярность, иначе сингл с ней не попал бы в первую чартовую 60-ку. Но вот остальной мир ее не оценил – ни в Европе, ни в Австралии этот сингл даже в чарты не пролез.

7). Cross-Tie Walker (3:20). Шуточная песенка, исполненная в режиме рокабилли. В принципе, ничего так, хотя, конечно же, и не шедевр. Но игра музыкантов впечатляет, особенно барабаны и бас-гитара.

8). Sinister Purpose (3:23). Классный хард-рок, с великолепным риффом и соло-гитарами в обоих кульминациях. Я даже не знаю, кто такие хардовые песни сочинял в Америке и Англии до выхода этого альбома – ни на Cream, ни на Хендрикса, которые в 60-е начали серьезно баловаться хард-роком, не похоже.

9). The Night Time Is the Right Time (3:09). Этот блюз-рок – кавер с известной ритм-энд-блюзовой песни, сочиненной и записанной более чем за 10 лет до выхода альбома CCR известным американским блюзовиком Наполеоном Брауном. Правда, в основе этой песни лежат еще несколько более ранних песен, потому кроме Брауна авторство ее принадлежит еще Оззи Кадене и Льву Герману. В принципе, Джон Фогерти сделал из этой песни конфетку, а его коллеги по группе своим инструментарием очень хорошо ее расцветили.

Бонусы.

В CD-переизданиях к альбому в него были включены еще две инструментальные заготовки к будущим песням, которые, правда, в песнях так и не воплотились. Жалко, конечно же, потому слушая их, можно только догадываться, как бы шикарно на них напел Фогерти, и какими бы гитарными соляками он их наполнил.

10). Broken Spoke Shuffle (2:39).

11). Glory Be (2:48).

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Дебютный альбом Creedence Clearwater Revival, 1968 г., представлен кавером, вытянувшим на Олимп всю группу

Creedence Clearwater Revival «Pendulum», 1970 г. ~ первый хард-рок-привет от этой кантри-поп-группы

Альбом «Abbey Road» - ударное завершение такой же ударной карьеры The Beatles

«John Lennon/Plastic Ono Band», 1970 г. – дебютный альбом великого «битла», самый прочувствованный из всех его творений

Shocking Blue «At Home» в 1969 году мог бы выйти двойным альбомом, так как для него было записано целых 17 песен