Сегодня решила продолжить рассказ о романсах и песнях на стихи любимых поэтесс Юлии Друниной, Марии Петровых и Вероники Тушновой.
Ранее мы через проникновенную душу романсов рассказали о творчестве Иосифа Бродского, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Николая Гумилева и Николая Рубцова.
И сегодня хочется предложить вам 5 песен, которые многие читатели слышали, но вряд ли знали из под чьего пера вышли строки этих стихов.
Пятое место
Стихотворение Юлии Друниной «Ты рядом и все прекрасно» на музыку Александры Пахмутовой и в исполнении Людмилы Зыкиной.
Стихотворение написано Юлией Друниной в 1959 году.
Я в это стихотворение влюбилась, еще учась в школе.
Раньше за неимением страничек в интернете, мы понравившиеся стихотворения переписывали у подружек в свои девичьи дневники.
Удивительно, что это стихотворение запомнилось с первого прочтения. А вот о биографии Юлии Друниной я узнала намного позже. Также, как и о любви двух удивительных людей Юлии Друниной и Алексея Каплера. Каплер - писатель, кинодраматург, сценарист, ведущий передачи «Кинопанорама».
Говоря об отношениях этих двух людей, очень хорошо сказал Эльдар Рязанов:
Это была история Ромео и Джульетты, уже немолодых, но абсолютно прекрасных…
Свои чувства к любимому мужчине, с которым у Юлии была разница в 20 лет, она скупо, но очень емко выражала в своих стихах.
И стихотворение «Ты рядом и все прекрасно…» посвящение любимому Каплеру:
Ты — рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.
Ты — рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить.
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете!
Алексей Каплер отвечал ей прозой. Каждый раз, когда они расставались из-за работы, он забрасывал любимую телеграммами и письмами.
Из писем Алексея Каплера Юлии Друниной:
А ведь я, правда, никогда не думал, что могу так мучительно, до дна, любить.
Жил дурак дураком.
Девочка моя родная! Вот ты ушла, а я, вместо того чтобы работать, раскрыл книжку твоих стихов и стал читать. Как будто впервые, как будто никогда не знал их — так я плакал над ними, так узнавал ту, что писала их, — удивительную, честнейшую, неповторимую. Броситься бы сейчас к тебе, рассказать об этом. Но тебя нет, а когда придешь — смогу ли я объяснить тебе, как заново полюбил, и будет ли у тебя настроение понять это? Кланяюсь тебе в ножки, любимая моя, за все, за все. И прежде всего за стихи, которые я прочел, сам становясь под их светом лучше. Твой безымянный человек и любитель. Я тебя обожаю!
Алексей Каплер и Юлия Друнина прожили в своем счастливом супружестве девятнадцать лет.
Неудивительно, что эта история любви и стихотворение не остались без внимания прекрасной Александры Пахмутовой, которая написала музыку к песне. А песня прозвучала в исполнении всеми любимой Людмилы Зыкиной.
Слушаем:
Четвертое место
Стихотворение Вероники Тушновой «100 часов счастья» на музыку Константина Орбеляна и в исполнении Мариам Мерабовой
«100 часов счастья» так именуется последний сборник В. Тушновой, который был издан при жизни поэтессы. Само стихотворение датировано 1962 годом.
И это еще одно посвящение влюбленной женщины любимому мужчине. К сожалению, мужчине не свободному. А именно Александру Яшину, тоже прекрасному поэту, но, так в жизни бывает, женатому в третий раз и имеющему семерых детей от всех трех браков.
И эта безнадежная любовь находила свое отражение в ее стихах. И эта боль и одновременно радость звучит в каждой ее строчке.
Сто часов счастья…
Разве этого мало?
Я его, как песок золотой,
намывала,
собирала любовно, неутомимо,
по крупице, по капле,
по искре, по блестке,
создавала его из тумана и дыма,
принимала в подарок
от каждой звезды и березки…
Сколько дней проводила
за счастьем в погоне
на продрогшем перроне,
в гремящем вагоне,
в час отлета его настигала
на аэродроме,
обнимала его, согревала
в нетопленном доме.
Ворожила над ним, колдовала…
Случалось, бывало,
что из горького горя
я счастье свое добывала.
Это зря говорится,
что надо счастливой родиться.
Нужно только, чтоб сердце
не стыдилось над счастьем трудиться,
чтобы не было сердце
лениво, спесиво,
чтоб за малую малость
оно говорило «спасибо».
Сто часов счастья,
чистейшего, без обмана.
Сто часов счастья!
Разве этого мало…
В 70-х годах музыку к этому стихотворению написал дирижер и джазовый музыкант Константин Орбелян. И песня предназначалась для исполнения персонально Алле Пугачевой. И она прекрасно ее исполняла, и песня вошла на пластинку-миньон 1977 года.
Но мне хочется, чтобы вы послушали как поет эту песню Мариам Мерабова:
Такая пронзительность и в стихах, и в музыке, и в исполнении.
Третье место
Стихотворение Вероники Тушновой «Не отрекаются любя» на музыку Марка Минкова в исполнении Дины Гариповой и Александра Градского
Думаю, не найдется человека в нашей стране, который не знал бы стихотворения «Не отрекаются любя».
Однако, не все знают фамилию автора этих строк. Это Вероника Тушнова.
Как много испытаний выпало на ее судьбу.
Судьба стихотворения также сложна. Написано оно во время войны и датировано 1944 годом. И в этих немногочисленных строках вся история ее непростых отношений с первым мужем Юрием Розинским.
Муж оставил ее во время войны с шестилетней дочерью Наташей. Это произошло в 1943 году. Но она, несмотря ни на что, ждала его возвращения, дождалась серьезно больного и после выхаживала И во время этих переживаний и родилось это стихотворение:
Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам…
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.
А вот известность стихотворению и ее автору пришла лишь спустя 33 года. После исполнения песни на эти стихи А. Пугачевой.
Хотя часть текста в песню не вошла, что, на мой взгляд, не совсем правильно и честно по отношению к автору этого стихотворения.
Но, мне кажется, новую жизнь песне подарил дуэт Дины Гариповой со своим наставником Александром Градским на 1 сезоне шоу «Голос».
Помните:
Второе место
Стихотворение Марии Петровых «Не взыщи мои признанья грубы» на музыку Елены Фроловой и в ее исполнении
Это стихотворение написано в 1941 году. Единственный прижизненный сборник стихов Петровых был издан ее друзьями в 1967 году.
Несмотря на свою не броскую внешность, Мария Петровых всегда пользовалась успехом у мужчин. И те просто теряли от нее голову.
В эвакуации в 1941 году судьба свела ее с Борисом Пастернаком и хоть нет подтверждения, что эти двое любили друг друга, но именно в это время Мария написала эти невероятные и так точно попадающие в душу строки стихотворения "Не взыщи мои признанья грубы" и оказывающие сильное художественное впечатление:
Не взыщи, мои признанья грубы,
Ведь они под стать моей судьбе.
У меня пересыхают губы
От одной лишь мысли о тебе.
Воздаю тебе посильной данью-
Жизнью, воплощенною в мольбе,
У меня заходится дыханье
От одной лишь мысли о тебе.
Не беда, что сад мой смяли грозы,
Что живу сама с собой в борьбе,
Но глаза мне застилают слезы
От одной лишь мысли о тебе.
Елене Фроловой пришла идея положить эти лиричные строки на музыку.
И, благодаря ее музыке, получилось точно передать музыкальность и светлую грусть поэзии Петровых.
Давайте послушаем:
Первое место
Стихотворение Марии Петровых «Назначь мне свиданье" на музыку Андрея Петрова и в исполнении Людмилы Гурченко
Это стихотворение 1953 года очень личное и выстраданное Марией Петровых.
Арсений Тарковский, поэт и друг Марии Петровых так сказал о ее поэтическом даре:
На первый взгляд, язык поэзии Марии Петровых – обычный литературный русский язык. Делает его чудом в ряду большой нашей поэзии способность к особому словосочетанию, свободному от чьих бы то ни было влияний. У нее слова загораются одно от другого, соседнего, и свету их нет конца»
Анна Ахматова восхищалась этим стихотворением и считала его «шедевром любовной лирики».
Стихотворение посвящено последней любви Марии Петровых - писателю Александру Фадееву и его синим глазам:
Назначь мне свиданье у синих глаз.
Как рассказывал М. Линдман, часто бывающий в гостях у М. Петровых и А. Ахматовой:
Петровых любила Фадеева. Романы у неё были и позже, очевидно, но Фадеев был для неё глубинной любовью.
Трагедия, как и других поэтесс, о которых мы сегодня рассказывали, была в том, что женщина была влюблена в уже женатого А. Фадеева. И это было огромной болью Марии, о которой она не могла рассказывать, а вот в стихах она выражала все, что наболело на душе.
Назначь мне свиданье
на этой планете,
в сиреневой заводи,
в солнечном свете.
Назначь мне свиданье,
пока еще можно,
срывая завесу
из скромности ложной,
и, слушая - слышать,
и, глядя - увидеть,
и словом неверным
еще не обидеть.
Назначь мне свиданье -
губами коснуться -
и, выдохнув имя,
от счастья проснуться.
Дыханьем своим
согревая друг друга,
сливаемся с тайной
астрального круга.
Возможно, мы встретимся
в будущем где-то,
как лунные блики,
как звуки сонета...
И все же у заводи,
в солнечном свете,
назначь мне свиданье
на этой планете.
Эта песня впервые прозвучала в фильме Эльдара Рязанова "Старые клячи" и полюбилась зрителями.
И, так как это делала Людмила Гурченко, с ее харизмой, напором и трагизмом, уже никто сделать не сможет.
P.S.
Думаю у нас у каждого своя Петровых, Друнина и Тушнова. И каждый для себя определяет любимое стихотворение или любимый романс.
Если так, то хотелось бы услышать и ваши любимые стихотворения и романсы этих мастеров любовной лирики.
Пишите, мы всегда рады вашим отзывам.
СТАВЬТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ КИНО ВОЯЖ И НЕ ТОЛЬКО.