1980 год.После "учебки" прибыли в Монголию. Эшелоном от Иркутска через ст. Наушки , всё своё везли на платформах: от тягачей до ЗИЛка-157, плюс полевые кухни... Забросили в "славный" город Далан-Дзадгад. Город удивил: три кирпичных здания под два этажа, администрация, милиция и почта, остальное в юртах и немного деревянных домиков.
Гарнизон монгольских цириков (солдаты МНР) в бараках, но кирпичных. Из прелестей: танцплощадка, магазин и кинотеатр, довольно вместительный.
Нам отвели место, от города два километра, кругом степь необозримая. База СА. Построили столовую, баню и 50 метров от базы , туалет "М". Туалет-версия простая: яма, сверху поперек две доски и приказ полковника Бочкина (начальника базы) : "сидеть" лицом на базу ! Кто ослушается: три наряда вне очереди.
Приуныли от того, что кругом пустырь, жара под +45 градусов, вода привозная. В палатках на 20 мест, как в парилке...Одно утешало, наш склад продовольствия разместили в армейском бараке, в городе. И все рвались. ездить за продуктами для столовой, на склад. Нач/прод прапорщик Адаменко, его зам-ефрейтор Сушкин, с нашего взвода.
С вечера, наши отцы-командиры составили график : кому на выезды, кому в караул, кому "плац" подметать... Смастерили из подручных средств "губу" (гауптвахту) для "особо буйных". Яма 4 на 4 метра, три бревна , крест накрест и сверху рубероидом. Красота по солдатски ! Зинданчик , ещё тот.
Прошла неделя: песок на зубах, все щели в палатках законопатили. Вечером, всё по новой расконопачиваем, духота, спать невозможно...
Ночью тревога, нападение на склад, все в ружьё, на ГАЗ-66 -х ("шишига") примчались на склад.Издалека видим , ефрейтор Сушкин, а он был вместо сторожа, машет , как былинный богатырь-мечом, совковой лопатой. Тьма монгольских цириков возле склада, рвёт зубами, жестяные банки со сливочным маслом, нашим маслом...! "Шишиги" разворачиваются на "боевое крыло", прыгаем, АКМ на одиночном огне, с ходу врубаемся в цириков, ну прям боевое единство, "песчанный ВДВ". Пальнули для острастки-пару раз, цирики поорали клич "Уракша" и разбежались...
Набежали монгольские офицеры, все перепуганы, военный конфликт...Полковник Бочкин в спортивном костюме примчался на УАЗике, ПМ блестит в руке. Стали разбираться. Ефрейтора на ковёр "Докладай".
Некоторые банки с маслом при погрузке были повреждены, от жары притухли и раздулись, конфеты в обёртке растаяли и слиплись.Ефрейтор , от греха подальше, выбрал протухшие банки и слипшиеся конфеты и на пять метров от склада сложил в рядки, чтобы утром отвезти на свалку. Ночью слышит , кто-то скребется возле склада, выглянул и похолодел от страха. Черная непонятная "масса", ложками скребёт по жестяным банкам, причмокивает, а "масса" увеличивается и начинается драчка. Банок и конфет мало, желающих много. Ну , а когда дверью Сушкина придавило и он вспомнил напутствие нач/прода Адаменко "Хоть один сухарь пропадёт без меня, отправлю в войска, на Восточный фронт". Пальнул ефрейтор из ракетницы в сторону базы, караул тревогу поднял.
"Восточный фронт"-это наша база, офицеры так прозвали, многие закончили военные училища в Москве и Ленинграде и Монголия была, как ссылка на выселки. Так вот Сушкин, вроде как, хотя туда цирики и не ломились, лопатой отстоял родной склад, дали грамоту и увольнительную в город. Возле юрт прогуляться...И смех, и грех!
Конфликт замяли, но цириков подкармливали, особенно они любили "Сайру в масле". А как мы торговали и меняли: значки, часы и сапоги в следующем рассказе.