Найти тему
5,9K подписчиков

METALLICA: ОСЕДЛАВШИЕ МОЛНИЮ

356 прочитали
Думаю, никто спорить не будет – Metallica ныне самая востребованная метал-группа в мире. За любым движением в их лагере наблюдают сотни тысяч фанатов. Их музыку каверят все кому ни лень.

Думаю, никто спорить не будет – Metallica ныне самая востребованная метал-группа в мире. За любым движением в их лагере наблюдают сотни тысяч фанатов. Их музыку каверят все кому ни лень. Их композиции включаются фактически во все хоть более-менее значимые стилистические сборники. Каждый их альбом встречается с восторгом, переводится, разбирается по косточкам и бурно обсуждается. О Metallica знают все, кто хоть каким-то образом проявлял интерес к музыке, даже те, кто метал не слушает в принципе.

Ваш покорный слуга также не смог избежать этой всеобщей народной любви к «Метле», и право, ребят действительно есть за что любить. Все их награды и эпитеты заслужены ими по праву, ровно как и вполне законно место в «большой четвёрке thrash metal». Стиль Metallica, как и вокал Хэтфилда ни с чем не спутаешь. Одни они такие, особенные, повторяемые, но неповторимые.

Впрочем…да, в их творчестве далеко не всё так однозначно, оно неидеально, да и не бывает групп, у которых всё всегда бы было идеально. Metallica вполне есть за что и попенять, но кто такой я, чтобы критиковать команду, достигшую таких высот? Поэтому далее будет лишь мнение, не более. Прошу это понять.

Думаю, никто спорить не будет – Metallica ныне самая востребованная метал-группа в мире. За любым движением в их лагере наблюдают сотни тысяч фанатов. Их музыку каверят все кому ни лень.-2

Альбом - «Kill’Em All»

Страна – США, 1983 год

Стиль – thrash heavy metal

Содержимое: Первые альбомы бывают разными, но получаются со знаком качества далеко не у всех. С «Kill’Em All» («Убей их всех») Metallica дело другое. Плотные и жёсткие риффы, скорость, агрессивность, но и мелодичность, которой, кстати, не хватало многим металлистам, – вот особенности этого релиза. Это трэш пополам с хэви, но далеко не простой и прямолинейный. В те времена «Kill’Em All» сыграл очень важную роль в истории развития thrash-метала, явившись одним из предвестников данного музыкального направления.

Мощно стучат ударные, используются эффекты со звуком сначала в одном динамике, а потом в обоих, а за линией баса Клиффа Бертона наблюдать просто одно удовольствие. Например, когда он начинает играть в оригинальном инструментале «(Anesthesia) – Pulling Teeth», то понимаешь, что это не бесцельный выпендреж, а действительно мелодичная игра на басу, звучащем словно лидер-гитара.

Несмотря на то, что альбом выдержан в довольно быстром темпе, начиная с «Hit the Lights», сразу же расшевеливающей слушателя, становится ясно, что скорость и громкость для ребят не самоцель. Уже здесь присутствуют композиции с довольно сложной структурой, из чего видно, что Metallica сразу делала ставку не на голую агрессию, а на саму музыку, на изобретательные риффы и сложные структуры. На последующих альбомах это получило развитие. Ну а здесь мы просто имеем блестящий дебют, которому многие могли бы позавидовать.

Лучшие композиции: альбом хорош, и даже очень. Нравится с него фактически всё, особенно стартовая «Hit the Lights», задающая бодрый темп всему альбому, разрушительная «Seek & Destroy» и завершающая под грохот марша армии металистов – «Metal Militia».

Думаю, никто спорить не будет – Metallica ныне самая востребованная метал-группа в мире. За любым движением в их лагере наблюдают сотни тысяч фанатов. Их музыку каверят все кому ни лень.-3

Альбом - «Ride the Lightning»

Страна – США, 1984 год

Стиль – thrash metal

Содержимое: Всегда говорят, что второй альбом лучше первого, но Металлика - особый случай. Дело в том, что уже первый из их альбомов был как минимум на уровне второго у многих других групп. Что ж мы имеем здесь? Сказать, что здесь группа начала играть чистый трэш-метал - не сказать ничего, а точнее - абсолютно ничего. Здесь есть акустические вставки, сложная структура композиций и очень высокое исполнительское мастерство. Соло стали техничнее и мелодичнее. Риффы - более сложными, а бас - уже не просто часть ритм-секции. На первом альбоме было бас-соло, но, в целом, бас "сидел" в положенной ему ячейке. Здесь же, помимо соло в "The Call Of Ktulu" и "For Whom The Bell Tolls", бас в некоторых местах приукрашивает мелодию, исполняя так называемые "bass fills" (что-то вроде мини-соло), которых на «Ride the Lightning» пруд пруди.

Тексты достаточно взрослые для такой молодой группы. "Fight Fire With Fire" затрагивает тематику ядерной войны, "Fade To Black" - суицида, "Ride The Lightning" - смертной казни на электрическом стуле. Некоторые песни обращаются к различным книгам, мифам и легендам - например, "For Whom The Bell Tolls" написана по одноименной книге Хемингуэя о Гражданской войне в Испании, "Creeping Death" повествует о казнях египетских, а мрачный инструментал "The Call Of Ktulu" обращается к произведениям Лафкрафта.

В итоге, мы имеем очень зрелый и запоминающийся альбом, являющийся одним из моих любимых у Metallica.

Лучшие композиции: да все они хорошие. Многие из них являются одними из самых известных у группы. Ну, если уж что-то выделять, то отмечу скоростную и тяжелую "Fight Fire With Fire" с акустическим вступлением, титульную "Ride The Lightning", мощную "For Whom The Bell Tolls" с басовым соло Клиффа во вступлении, красивую и мелодичную балладу "Fade To Black", "Creeping Death" и финальный 9 минутный инструментал "The Call Of Ktulu", являющийся самой мрачной вещью на альбоме. Песня действительно вызывает ассоциации с плывущим по морю одиноким кораблем и просыпающимся Ктулху.

Думаю, никто спорить не будет – Metallica ныне самая востребованная метал-группа в мире. За любым движением в их лагере наблюдают сотни тысяч фанатов. Их музыку каверят все кому ни лень.-4

Альбом - «Master of Puppets»

Страна – США, 1986 год

Стиль – thrash metal

Содержимое: Группе за «Master of Puppets» нужно поставить памятник. Уже первыми двумя альбомами (особенно вторым) американцы показали, что они не лыком шиты, а выпуском третьего дали понять, что они – лидеры металлического движения во всем мире.

По текстам альбом более интересен и концептуален, чем его предшественник. Главной темой здесь является манипуляция людьми. Музыка потяжелела, оставаясь мелодичной, композиции стали продолжительнее, с многократной сменой ритма, а Джеймс, как мне кажется, наконец-то распелся. Группу по-прежнему причисляли к трэшу, хотя уже на предыдущем альбоме это было не совсем так, и Ларс сказал, что слово «трэш» не подходит к их музыке, хотя общими с этим жанром остаются скорость, энергия и ярость.
Обложка, созданная Питером Меншем, является одной из самых запоминающихся в рок-музыке – ровные ряды крестов уходят далеко за горизонт, а над этим кладбищем простерлись руки кукловода с ниточками, спускающимися к могилам.

Через несколько дней после выпуска альбом получил «золото» и попал в «Топ-30» журнала Billboard, заняв 29-е место. В Великобритании дальше 41-го места дело не пошло, хотя предыдущий альбом там котировался лучше, чем в США. Видимо, дело было в конкурентах – например, «Somewhere in Time» Iron Maiden. Интересно, что популярным альбом стал несмотря на то, что группа не выпускала ни синглов, ни клипов, а может быть, именно благодаря этому. Ларс даже заявил, что Metallica вообще никогда не будет делать клипов, чтобы их не считали коммерческой группой. (Как оказалось, соврал.)

Началось международное турне (с Оззи Осборном), но на пике славы судьба приготовила ребятам ужасный сюрприз. Когда все хорошо, почти всегда случается что-то плохое, особенно если постоянно играешь на сцене, на которой стоят бутафорские кресты. Сначала Хетфилд сломал руку, катаясь на скейтборде, и на концертах его заменял техник Джон Маршалл. Но самое страшное было впереди: утром 27 сентября, когда ребята ехали на автобусе по шоссе на юге Швеции, произошла авария. Силой удара бас-гитариста Клиффа Бертона ещё спящим выбросило через стекло и придавило завалившимся на бок автобусом. Говорят, он поменялся местами с Керком, потому что у них это было что-то вроде игры и Клифф вытащил «нужную» карту – пиковый туз. Все остальные, к счастью, остались живы, получив лишь незначительные повреждения. Скорбя о друге, ребята, особенно Джеймс, напились, а позднее прибыли на заупокойную службу и кремацию тела. В конце похорон звучал «Орион».

Лучшие композиции: Не стоит и говорить, что композиции «Battery», «Disposable Heroes», «Master of Puppets» давно уже стали классикой. В общем же недостатков не вижу абсолютно нигде. Слушать обязательно. Шедевр.

Думаю, никто спорить не будет – Metallica ныне самая востребованная метал-группа в мире. За любым движением в их лагере наблюдают сотни тысяч фанатов. Их музыку каверят все кому ни лень.-5

Альбом - «...And Justice For All»

Страна – США, 1988 год

Стиль – thrash metal

Содержимое: После гибели Бертона, настоящей души группы, ребята решили, что Metallica не прекратит существование, и вскоре объявили конкурс на вакантное место басиста. Прослушали более 300 кандидатов, игравших басовую линию композиции «Master of Puppets», но мало кому удавалось исполнить ее хотя бы до середины. Выбор пал на Джейсона Ньюстеда, участника трэш-металлической команды Flotsam and Jetsam, для которого Metallica уже давно были кумирами. Он был не только хорошим басистом, но и мог писать музыку, а также одарил группу своим демоническим бэк-вокалом. Манера игры у него существенно отличалась от Бертона, который, например, никогда не пользовался медиатором и любил соло, но ребята сразу решили не искать второго Клиффа.

Джеймс говорил, что они хотели сделать альбом покороче, но ничего не вышло из-за многочисленности идей. В результате имеем нечто вроде «прогрессивного трэша», хотя этот ярлык дает мало представления об услышанном. Композиции стали в целом медленнее, длиннее, сложнее, тяжелее, разнообразнее, но настрой тот же (даже еще более мрачный). С бичеванием неприкрытых язв общества и высвечиванием наиболее бросающиеся в глаза и в сердца проблем. А им, к величайшему сожалению, нет числа. Как и раньше, здесь просто констатируются факты без каких-либо нравоучений. Поскольку в основном группу слушали молодые ребята, Metallica таким образом надеялась дать им возможность задуматься о серьезном.
Звучание «...And Justice For All» («…И справедливость для всех») превышает час. Средняя продолжительность композиций тут - более 7 минут, из-за чего присутствует некоторая монотонность.

Вновь нашему вниманию предстает интересная обложка – Стивен Горман изобразил статую богини правосудия, которую почему-то назвали не Фемидой, а Дорис. В руке у нее меч, из чаши ее весов сыплются доллары, а саму статую опутали веревками и пытаются сбросить с пьедестала. Картина, надо сказать, удручающая и не требующая разных толкований, в отличие от кладбища на предыдущем альбоме. Кстати, на концертах, где эта статуя обязательно присутствовала, её действительно в конце концов сбрасывали, и она распадалась на куски.

Такие сложные в композиционном отношении вещи от металла, который традиционно называли не самым интеллектуальным жанром, мало кто ожидал. Даже сами музыканты признавали, что играть их на концертах было невероятно сложно, и это было одной из причин, почему следующая работа получилась совершенно другой.
Альбом стал одним из самых коммерчески успешных дисков группы на то время, заняв 6-е место в США и 4-е в Англии. К концу года он получил двойную «платину». Metallica оказалась на пьедестале металлического мира. В феврале 1989 г. произошел курьезный случай: группу выдвинули на «Грэмми», но победу одержали Jethro Tull, которые металлистами вообще никогда не были, а выпущенный ими альбом «Crest of a Knave» был хуже и их собственных достижений, и последнего диска Metallica. В следующем году музыканты на церемонию уже не явились, но именно тогда песня «One» удостоилась звания «Лучшая металлическая композиция». На этом череда «Грэмми» только началась, словно организаторы пытались извиниться за самую первую награду, не полученную группой.

Лучшие композиции: Что же, команда не только смогла оправиться после трагической гибели Бертона, но и записала альбом, который многие считают её лучшим творением. Я все-таки затрудняюсь в выборе песен, какие бы посоветовать. Уверен, каждый тут найдёт что-то свое. Единственное в чём уверен, так это в том, что абсолютно всем понравится «One». Невероятно сильная вещь о человеке, изувеченном войной.

Думаю, никто спорить не будет – Metallica ныне самая востребованная метал-группа в мире. За любым движением в их лагере наблюдают сотни тысяч фанатов. Их музыку каверят все кому ни лень.-6

Альбом - «Metallica»

Страна – США, 1991 год

Стиль – thrash heavy metal

Содержимое: Этот опус хоть и называют «Черным альбомом», но на самом деле названия у него нет. Музыканты должны были неизбежно пойти по какому-то другому направлению – более навороченно играть было просто невозможно, а делать что-либо похожее не хотелось. Погастролировав, а между делом и отдохнув, ребята, скопившие достаточно идей, снова засели в лос-анджелесскую студию One On One и в течение девяти месяцев родили нового ребенка – 12 композиций.

Музыка группы изменилась – металл остался металлом, мощь и мелодичность остались на должном уровне, но все-таки это был новый этап. Второе преображение Metallica многих не порадовало – человек по своей природе все-таки консервативен, и перемены его особо не радуют. Песни стали короче, с гораздо меньшим количеством риффов, не такими закрученными (т.е. более понятными среднестатистическому слушателю), жесткость и скорость перестали играть особую роль благодаря усилившейся мелодичности, исчез переполнявший музыку группы мрак, а тексты перестали быть исключительно глобалистскими, повествуя о более личных чувствах и проблемах, о внутреннем мире их автора – Джеймса Хетфилда. И что же здесь плохого? Никакой лихой коммерции я не вижу – вряд ли группу стали раскупать те, кто раньше слушал попсу, – а вот то, что от нее отвернулись некоторые любители металла, вызывает только сочувствие.
Обложку сделали предельно простой – на черном фоне (первоначально, правда, планировали белый) нет ничего, кроме лого группы, видимого лишь под определенным углом, и извивающейся змеи, взятой с первого американского революционного флага (так называемый Gadsden Flag). Позднее, такие флаги использовались во время Гражданской войны.

Альбом вышел 3 августа 1991 г., а уже спустя два дня приобрел в США двойное «золото». К концу месяца диск обосновался на первых местах чартов по обе стороны Атлантики, а к концу июня следующего года было продано уже 5 млн. копий. В «Топ-200» журнала «Billboard» альбом продержался аж до середины 1997 г. Компания Elektra Records назвала эту работу «матерью всех альбомов». В 1992 г. ребята вновь получили «Грэмми», причем в 4 категориях – лучший металлический альбом, лучший альбом вообще, лучшая композиция («Enter Sandman») и лучший барабанщик. На церемонии Ульрих в шуточной форме поблагодарил Jethro Tull за то, что те не выпустили в этом году нового диска. Затем, по доброй традиции, группа отправилась в очередное турне, еще более размашистое, чем раньше. Они посетили даже Москву, лишь недавно отошедшую от путча, и именно после этого в России стало появляться огромное количество статей и книг, посвященных Metallica.

Лучшие композиции: Многие считают, что именно с этого альбома началось так называемое «падение» Metallica, которая якобы «опопсела», «продалась» и т.п. Как относиться к данной работе пусть каждый решает сам. Лично мне этот альбом нравится. На нём есть всё, что может порадовать любителя метала: и хитовые «медляки» («The Unforgiven», «Nothing Else Matters»), и чумовая вещь, открывающей альбом («Enter Sandman»), и отличные боевики, такие как «Wherever I May Roam», «Don't Tread on Me», «Through the Never» и иже с ними.

Думаю, никто спорить не будет – Metallica ныне самая востребованная метал-группа в мире. За любым движением в их лагере наблюдают сотни тысяч фанатов. Их музыку каверят все кому ни лень.-7

Альбом - «Load»

Страна – США, 1996 год

Стиль – heavy metal

Содержимое: Многих поклонников эта «Загрузка» после пяти лет ожидания повергла в шок. Они не могли понять, как их любимая команда могла дойти до такого. Я всегда воспринимал музыку, не ориентируясь на то, чтó кто когда выпускал раньше, а основываясь лишь на принципе «цепляет – не цепляет», что необязательно значит «нравится – не нравится». Истинное творчество не всегда можно полюбить сразу, но если тебя зацепило что-то и тебе хочется понять это глубже, то налицо если не шедевр, то, по крайней мере, сильная работа. Так и с этим альбомом, показавшим уже третье преображение легендарной команды.

Выпусти подобный альбом какая-нибудь молодая группа, их бы расхваливали направо и налево все, кому не лень. Но, к сожалению, над многими нависла тень старой Metallica, прогнать которую оказалось непросто. Более всего я не понимаю обвинений в коммерции, ведь продавался лучше как раз предыдущий альбом, а здесь больше непредсказуемости, редко ходящей с коммерцией в одной упряжке. Тем не менее, эксперименты (особенно во второй части), элементы гранджа, альтернативы и блюз-рока, много баллад, большая длина некоторых вещей – все это восприняли в штыки, а один критик из «Rolling Stone» назвал этот релиз «величайшим разочарованием года и пародией на интеллигентный хард-рок». Однако на каждого разочарованного пришелся новоиспеченный поклонник, которому такая музыка пришлась по душе.

Metallica осталась прежней – не желая повторяться, они всё так же играли мощную тяжелую музыку, нравящуюся им самим, причем, по утверждению Ульриха, попроще (хотя мне так не кажется), лишь с более красивыми аранжировками. Не всем поклонникам понравилось, но это уже проблема поклонников.

Лучшие композиции: Песни сначала идут по накатанной колее: открывающая композиция «Ain't My Bitch», словно специально созданная для фанатов Metallica, «The House That Jack Built»,«Until It Sleeps», незамысловатая «King Nothing»… пока не натыкаются на довольно оригинальный и идейно свежий «Hero of the Day», и следом на перерастающий из медляка в обычную среднескоростную вещь, и оканчивающаяся опять медляком «Bleeding Me». Также не пропустите «Cure» с ее резко обрывающейся концовкой и отличную медленную вещь «Mama Said».

Думаю, никто спорить не будет – Metallica ныне самая востребованная метал-группа в мире. За любым движением в их лагере наблюдают сотни тысяч фанатов. Их музыку каверят все кому ни лень.-8

Альбом - «Re-load»

Страна – США, 1997 год

Стиль – heavy metal

Содержимое: Вторая часть дилогии, разбившей фэнов группы на два воистину непримиримых лагеря, появилась уже в ноябре следующего года. Первоначально вообще хотели выпустить двойной альбом, но потом решили подождать с записью незаконченных треков. В связи с этим ребята намеревались не сочинять ничего нового, и в основном так и было. Поскольку весь материал был задуман примерно в одно время, то, очевидно, изменений во мнении относительно направления, в котором стала двигаться группа, у ее поклонников быть, в принципе, не может. Наиболее консервативные слушатели по-прежнему говорят, что Metallica стала коммерческой командой, которая забила на свое легендарное прошлое, однако я все равно считаю, что ребята, как и раньше, исполняют замечательную музыку, а какие она дивиденды приносит, мне все равно.

Правда, следует признать, что хоть «Перезагрузка» и вышла экспериментальнее и разнообразнее «Загрузки», но все-таки хуже её, и это связано, видимо, с тем, что на первый из этих альбомов были помещены лучшие треки из имевшихся на то время. Даже обложка выглядит блеклее, хотя это вновь работа Андреса Серрано. Сами участники, впрочем, говорили, что все вещи были одинаково хороши, и они не сильно задумывались, что включать в первую часть. Тем не менее, именно она получилась хоть и мягче по звучанию, но все-таки интереснее. Впрочем, я много раз встречал мнение, что вторая часть дилогии, напротив, лучше первой.

Лучшие композиции: Медленная композиция «The Unforgiven II», служащая как бы тематическим продолжением одноименной песни 1991-го года мне кажется тут наиболее приемлемой. Остальной выбор целиком возложу на слушателя.

Окончание обзора дискографии Metallica вы можете прочитать здесь.