Растление общества
По мнению историка Марка Солонина, у организаторов Голодомора была и другая причина.
Сталина не могло не беспокоить то, что большая часть советского руководства пережила революционную борьбу, подпольный труд и партизанскую войну, что при некоторых обстоятельствах могло иметь для него неприятные последствия.
Только после обезглавливания и Голодомора Сталин и его компания вздохнули с облегчением. по извилистой «партийной линии», говорит исследователь.
«Кадры, прошедшие через обстановку 1932—1933 годов и выдержавшие ее, окрепли, как сталь. Думаю, на них можно построить государство, которого история еще не знала», — писал Орджоникидзе Кирову в январе 1934 года.
"Глубоко верные слова. Ничего подобного история России еще не знала. Таких "фотографий", которые ежедневно могли бы разгрузить распухших в пустой степи голодных детей, еще предстоит найти", - сказал Солонин.
Новый правящий класс был подкуплен. Во время Голодомора окончательно сформировалась система номенклатурных привилегий, просуществовавшая до распада СССР.
8 февраля 1932 года секретным постановлением Политбюро был отменен так называемый «партмаксимум» для ответственных работников-коммунистов в размере 2700 рублей в год. По словам экономиста Евгения Варги, тогда «началось радикальное расслоение советского общества, и один за другим, по своему значению для сталинского режима, стали появляться привилегированные слои».
Была широко распространена практика выдачи номенклатурникам «пакетов» — ежемесячных денежных премий в конвертах, настолько секретных, что они даже не платили членских взносов.
Осенью 1932 года, в самый разгар голода, чиновник получал на распределительном пункте в Доме на раскопе четыре килограмма мяса, четыре килограмма колбасы и ветчины и один килограмм икры в месяц.
В сентябре для питания делегатов Пленума ЦК было запрошено 10 тонн мясных деликатесов, 4 тонны рыбы, 600 килограммов сыра, 300 килограммов икры и всего 93 продукта.
С того момента, как мы сели в поезд Москва-Ленинград и стали гостями чехов, к нам пришел коммунизм. Мы ни за что не платим. Копченые колбаски. Сыры. Икра. Фрукты. Вина. Коньяк. Я пью и помню их. «Тогда это просто стало известно нам. Всюду вдоль холста стояли оборванные, босые дети. Кожа да кости. Все бросаются к проезжающим машинам. Александр Авдеенко.
И уже во время банкета в «Астории» в Ленинграде, по его словам, он был просто поражен обилием: «Без семян».
«Хуже всего, если ты вдруг пожалеешь и потеряешь твердость. Вы должны научиться есть, даже если все вокруг голодают. Иначе некому будет возвращать урожай в страну. Не поддавайся чувствам и думай только о себе», — говорил он в тайной инструкции. работники райкомов в зоне бедствия.
Начальники, «проявившие незрелость» и накормившие голодных за личные припасы, быстро исчезли со своих постов. Впрочем, подобная участь постигла и тех, кто, не понимая генеральной линии, устраивал оргии с шампанским и весельем в духе дореволюционного купечества: кто когда-нибудь съест молодого барашка.
Станислав Косиор ужасно заплатил за свои грехи. В феврале 1939 г. расстрелян. Крепкий телом и духом Косиор выдержал пытку и подписал «признание» только после того, как следователи привели его 16-летнюю дочь и угрожали по очереди изнасиловать ее на глазах у отца. Девушка бросилась под поезд.
Вячеслав Молотов был свергнут с политического Олимпа в 1957 году, но жил в огромной квартире на улице Грановского, пользовался всеми номенклатурными льготами и посещал зал № 1 Библиотеки Академии наук, предназначенный для академиков и иностранных ученых. При Константине Черненко его восстановили в партии.
Распущено не только 55 тысяч номенклатуры.
Приблизительные обслуживающие возлагались на так называемый «микояновский паек» из 20 наименований пищи.
Затем пришли 14 миллионов человек, которые гарантированно получали более скромный паек: работники стратегических предприятий, военные и силовики, верхушка интеллигенции.
Обычные граждане могли хотя бы что-нибудь купить в магазинах с централизованной поставкой.
На самом дне были ограблены и брошены на волю судьбы крестьяне и заключены с реальными или мнимыми преступлениями против государства.
Голодомор сформировал сталинский социализм, которым мы его знаем: с жесткой иерархией, пониманием того, что за кусок нужно платить неограниченной преданностью, желанием сохранить то, что имеешь любой ценой, игнорируя смерть и страдания других, согласно принципу лагеря: «Ты умрешь сегодня , а я завтра».
Писатель Виктор Суворов назвал эту политику «массовым мошенничеством народа».
Был ли геноцид?
Политическую актуальность теме Голодомора придало постановление Верховной Рады Украины, которое в ноябре 2006 года признало его актом геноцида украинского народа.
"Архивные материалы свидетельствуют, что массовый голод в начале 1930-х годов действительно в значительной степени был обусловлен политикой тогдашнего руководства Советского Союза. Однако ясно, что она осуществлялась не по национальному признаку", - отметили в МИД РФ. в ответ.
«Уничтожение социальной базы украинского национализма – единоличных крестьянских хозяйств – было одной из главных задач коллективизации в Украине», – писала «Харьковская пролетарская правда» 22 января 1930 года.
Но в большинстве своем документы и воспоминания не содержат никаких указаний на то, что украинцев истребляли за то, что они украинцы. Были уничтожены зажиточные крестьяне, а Украина — теплый и земледельческий край, потому и понесла главный удар.
В Казахстане в процентах от населения жертв было гораздо больше, но казахи не смогли привлечь внимание общественности к трагедии своего народа.
Некоторые комментаторы в Москве выразили опасение, что признание Голодомора геноцидом может привести к появлению темы оккупации Украины и даже материальных претензий к России в будущем. Такой оппортунизм несколько обесценивает аргументы российской стороны: историческую правду следует выяснять независимо от того, чьим интересам она отвечает.
Однако формально Голодомор не подпадает под определение геноцида ООН: «уничтожение определенных групп населения по расовому, национальному, этническому или религиозному признаку».
Отмечая сходство между нацистским и сталинским режимами (австрийская исследовательница Ханна Арендт в 1950-х годах объединила их под общим названием «тоталитаризм»), историки отмечают важное отличие: нацисты убивали по национальному признаку, а большевики – по социальному. основы.
По этой же причине возразила инициатива объявить подавление Тамбовского восстания геноцидом русского народа, с которой в 2011 году выступил депутат Госдумы, ныне министр культуры РФ Владимир Мединский.
Позиция Верховной Рады не получила международного признания. В резолюции от 28 апреля 2010 Парламентская ассамблея Совета Европы не признала Голодомор геноцидом украинского народа, осудив его как «преступление против граждан и преступление против человечества».
Также нынешний Президент Украины Виктор Янукович не согласен с трактовкой 2006 года.
"Голодомор был в России, Украине, Беларуси и Казахстане. Он являлся следствием политики сталинского тоталитарного режима", - сказал он.
Видимо потому, что это происходило в СССР при Сталине и научного названия нет. Некоторые историки предлагают ввести термин "социальный геноцид" или "классовый геноцид".