9,6K подписчиков

БТР-4. Антигерой последних лет

20K прочитали
В наследство от СССР Украине достался весьма развитый военно-промышленный комплекс. В Харькове находится Харьковское Конструкторское Бюро имени А.А.

В наследство от СССР Украине достался весьма развитый военно-промышленный комплекс. В Харькове находится Харьковское Конструкторское Бюро имени А.А. Морозова (ХКБМ), где создали такие танки как Т-34 и Т-64.

За 30 лет "незалежности", на Украине активно занимались экспортом вооружений. В основном, это была продажа техники, что была сделана ещё в СССР. Но конструкторские коллективы Украины, чтобы обеспечить заказами украинскую промышленность, смогли создать ряд вполне современных образцов оружия. Один из них это БТР-4, оставивший чёрный след на Донбассе и участвовавший в недавних боях во время специальной военной операции по защите ДНР и ЛНР.

Разработка БТР-4 началась в 2002 году. Конструкторы хотели исправить один из главных недостатков советских БТР - отсутствие выхода на корму. Для этого, его скомпоновали так, чтобы моторное отделение находилось не в кормовой части, а ближе к центру машины. В кормовой части расположено десантное отделение с люками для посадки и высадки десанта.

Десантное отделение БТР-4. Слева виден водомёт. Изображение с сайта btvt.narod.ru
Десантное отделение БТР-4. Слева виден водомёт. Изображение с сайта btvt.narod.ru
1 – отделение управления; 2 – проход-лаз; 3 –боевое отделение; 4 – моторно-трансмиссионное отделение. Изображение с сайта btvt. info
1 – отделение управления; 2 – проход-лаз; 3 –боевое отделение; 4 – моторно-трансмиссионное отделение. Изображение с сайта btvt. info

Экипаж состоит из 3 человек - командира, наводчика и механика-водителя. Десантное отделение может вместить 7 бойцов. Кресла установлены так, чтобы не быть прикрученными к полу, что даёт больше шансов выжить при подрыве на минах.

Бронезащита корпуса слабо изменись по сравнению с прошлыми моделями БТР. Борта также могут простреливаться 12,7 мм пулями.

В качестве силовой установки используется харьковский двигатель 3ТД-3. 3ТД-3 является разработкой на основе двигателя 5ТДФ, что стоял на танках Т-64. Мощность 3ТД-3 составляет 500 л.с. Впервые, моторы серии 3ТД появились в 60-х годах, но были "поставлены на полку", так как не нашли себе применения. На лёгкой советской бронетехнике стояли двигатели типа УТД-20, созданные на основе двигателя В-2. Моторы серии В-2, стояли на танках Т-34, Т-44, Т-54, Т-55, Т-72 и Т-90. Начало производства 3ТД не имело смысла в условиях наличия УТД-20.

Так как после распада СССР на территории Украины осталось производство харьковских оппозитных двигателей типа 5ТДФ и 6ТД, а моторы серии УДТ-20 оказались для Украины "иномарками", было решено взять из архива проект двигателя 3ТД, при создании нового БТР. В 2011 году было налажено серийное производство этих двигателей.

Также, на БТР-4 могут устанавливаться иностранные двигатели фирм Deutz и Iveco.

Масса машины возросла до 21,9 тонн, что плохо сказалось на плавучести - на полном ходу носовая часть склонна к затоплению.

Машина сидит очень низко, и пожет запросто перевернуться при волнении. Передвижение на воде осуществляется при помощи 2 водомётов.

Вооружение состоит из боевого модуля БМ-7 "Парус" с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулемётом, автоматическим гранатометом АГ-17 и 2 ракетами ПТРК "Барьер".

БТР-4В с модулем БМ-7 "Парус"
БТР-4В с модулем БМ-7 "Парус"

Так как на Украине не было своего производства автоматических пушек для бронетехники, была установлена пушка ЗТМ-1, сознанная на основе авиационной пушки. Так как для стрельбы с земли она не была изначально предназначена, на орудие одели удерживающую конструкцию, чтобы оно не так сильно дёргалось при выстреле, что негативно сказывается на кучности стрельбы.

ПТРК "Барьер" имеет наведение по лазерному лучу и способен пробивать до 800 мм брони за динамической защитой. Это не так и много на сегодняшний день. Российский ПТРК "Корнет", может пробивать до 1200 мм за динамической защитой.

Для прицеливания, наводчик имеет в своём распоряжении прицел с тепловизором, лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Командир имеет панорамный прибор наблюдения.

Производство и экспорт

Первый БТР-4 был собран в 2008 году на Заводе имени Малышева (ЗиМ) в Харькове. Он был оснащён мотором Iveco и боевым модулем «Гром». Машина получила индекс БТР-4А.

БТР-4А с модулем "Гром"
БТР-4А с модулем "Гром"

Впоследствии была разработана модификация БТР-4В, предназначавшаяся для поставок в Македонию, была оснащена с боевым модулем БМ-7 «Парус», дизельным двигателем немецкой фирмы «Deutz» мощностью 442 л.с. и автоматической коробкой переключения передач американской фирмы «Allison».

БТР-4Е, также была вооружена модулем БМ-7 "Парус", но на ней стоял харьковский двигатель 3ТД-3. Контракт на поставку 420 машин в Ирак был заключён в 2009 году. В 2011 году начались первые поставки.

БТР-4Е
БТР-4Е

Но на машинах, что были поставлены в Ирак, были замечены трещины на броне. Качество производства было ниже всякой критики. В итоге, Ирак принял всего 60 машин, а остальные принимать отказался, разорвав контракт и наложив на Украину штраф.

Представитель комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шиван Мухаммед Таха обвинил Украину в поставке некачественных БТР-4 иракской армии и срыве сроков поставок по контракту от 2009 года.

"Расследование в отношении поставок Украиной Ираку оружия выявило коррупцию в части третьей контракта, касающейся продажи 420 бронетранспортеров, из которых на данный момент поставлены лишь порядка ста машин, несмотря на то, что с момента ратификации контракта прошло несколько лет", - заявил Таха.

По словам депутата, расследование выявило, что все поставленные БТР "очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации".

В итоге, несколько десятков бракованных экспортных БТР-4Е поступили на вооружение ВСУ и НГУ.

Трещины на броне БТР-4
Трещины на броне БТР-4

Также осуществлялись штучные поставки БТР-4 в Нигерию, США и Индонезию. Индонезия, изучив БТР-4М (с дополнительными поплавками), отказалась от их закупок из-за низкой плавучести машин.

В 2013 году появилась модификация БТР-4МВ с новой формной лба корпуса и аппарелью для посадки и высадки десанта. В качестве силовой установки используется двигатель «Deutz» BF6M1015CP, мощностью 450 л. с. Машина так и осталась опытной.

БТР-4МВ. Вид спереди.
БТР-4МВ. Вид спереди.
Аппарель БТР-4МВ
Аппарель БТР-4МВ

В 2017 году был показан опытный вариант БТР-4МВ1, что отличается от предшественника дополнительными защитными экранами.

БТР-4МВ1
БТР-4МВ1

Несмотря на "крутой" внешний вид, до уровня современных машин, таких как российский БТР "Бумеранг" или немецкий "Boxer", украинскому БТР-4МВ1 далеко. Противоминная стойкость, защищённость и выживаемость экипажа у БТР-4МВ1 явно ниже, чем у новейших БТР.

Как делали БТР-4

Трещины на броне многих БТР-4 появлялись по причине нарушения технологии сварки. Горячие корпуса после сварочных работ оставляли в холодном цеху. Жалели газ на отопление цехов. В итоге, при остывании, образовывались трещины. Производство находиться в ужасном состоянии. Собирали на стапелях, можно сказать ручная сборка. Работают в основном старики на изношенном оборудовании.

Но проблемы были не только в этом. Выяснилось, что БТР-4 собирали не из новых бронеплит, а из элементов распиленных старых БТР. После начала конфликта на Донбассе, на Украине выяснилось, что куда-то пропали почти все БТР-60.

БТР-4МВ в цеху
БТР-4МВ в цеху
До покраски. Очень странный шов
До покраски. Очень странный шов

На фото выше видно, как странно выполнена сварка при сборке корпуса БТР-4МВ. На прошлых модификациях БТР-4 здесь была дверь. Если бы собирали из новой брони, взяли бы цельный броневой лист. Видно, что конструкторский коллектив разработал технологию изготовления корпусов БТР-4 из листов брони малого размера. А пропажа огромного числа БТР-60 с баз хранения, и негативные отзывы из Ирака, говорят что БТР-4 собирают из бронелистов, на которые были распилены корпуса старых БТР. До недавнего времени, выполнялся заказ на поставку почти 2 сотен БТР-4 в состав ВСУ.

Бесславие

БТР-4, уничтоженный на Донбассе
БТР-4, уничтоженный на Донбассе

Данная техника, пусть и создавалась в легендарном КБ в Харькове, но вошла в историю как оружие тех, кто воевал против собственного народа на Донбассе.

БТР-4 под окнами жилых домов. Позор!
БТР-4 под окнами жилых домов. Позор!

А те, кто недавно грозился стереть Донбасс в порошок, в итоге, сами стали трусливо прятаться в городах, прикрываясь мирным населением.

В наследство от СССР Украине достался весьма развитый военно-промышленный комплекс. В Харькове находится Харьковское Конструкторское Бюро имени А.А.-15

Другие статьи на канале:

Дорогие читатели! Если вам понравилась статья, мне будет очень приятно, если вы поставите лайк и подпишетесь на канал. Буду рад, если оставите комментарий. Скоро выйдут новые статьи!