Найти в Дзене

Ошибки, приведшие к мировой войне - их нельзя повторять

Может ли Третья мировая война начаться по какой-то случайности? Существует ли вероятность того, что представители власти и их военные советники, не учитывая риска, снова допустят гибель миллионов людей? Мы не знаем. Но известно, что в истории человечества уже было нечто подобное. Чуть больше ста лет назад главы европейских государств втянули своих подданных в великую войну, получившую название Первая мировая война. Они не подозревали, насколько ужасные последствия это принесет. Дэвид Ллойд Джордж, который с 1916 по 1922 годы был премьер-министром Британии, признает: «Мы безрассудно вступили в войну». Вспомним, какие события предшествовали этому кровопролитию. «Ни один из тогдашних руководителей не хотел такой масштабной войны, - пишет историк Алан Тейлор. — Но они имели цель внушить страх в других и победить». Царь России, Николай II, говорил, что нужно сделать все возможное, чтобы сохранить мир. Он не желал отвечать за массовую гибель людей. Однако после двух роковых выстрела, кот
Оглавление

Может ли Третья мировая война начаться по какой-то случайности? Существует ли вероятность того, что представители власти и их военные советники, не учитывая риска, снова допустят гибель миллионов людей?

Мы не знаем. Но известно, что в истории человечества уже было нечто подобное. Чуть больше ста лет назад главы европейских государств втянули своих подданных в великую войну, получившую название Первая мировая война. Они не подозревали, насколько ужасные последствия это принесет.

Дэвид Ллойд Джордж, который с 1916 по 1922 годы был премьер-министром Британии, признает:

«Мы безрассудно вступили в войну».

Вспомним, какие события предшествовали этому кровопролитию.

«Ни один из тогдашних руководителей не хотел такой масштабной войны,

- пишет историк Алан Тейлор.

— Но они имели цель внушить страх в других и победить».

Царь России, Николай II, говорил, что нужно сделать все возможное, чтобы сохранить мир. Он не желал отвечать за массовую гибель людей. Однако после двух роковых выстрела, которые прозвучали 28 июня 1914 года, примерно в 11.15, события вышли из-под контроля.

Выстрелы, изменившие мир

Еще до 1914 года давнее противостояние между европейскими государствами обострилось. Это привело к созданию двух враждебных военно-политических союзов: Тройственного союза, объединявшего Австро-Венгрию, Италию и Германию, и Антанты, в состав которой входили Великобритания, Франция и Россия.

Кроме того, все эти государства имели тесные политические и экономические связи с другими странами, в том числе с Балканскими.

В то время Балканы были политически нестабильным регионом и сопротивлялись постоянным посягательствам больших государств. Там образовалось немало тайных обществ, боровшихся за независимость стран Балканского полуострова.

Небольшая группа молодых людей задумала убить австрийского эрцгерцога, Франца Фердинанда, во время его визита в Сараево, столицы Боснии, 28 июня 1914 года. Это было нетрудно, поскольку эрцгерцога сопровождало мало полиции.

Однако у будущих убийц совсем не было опыта по этому делу. Один юноша бросил в машину Франца Фердинанда ручную гранату, но не попал. Другим заговорщикам также не удалось осуществить задуманное. В конце концов это сделал, причем совершенно случайно, студент Гаврило Принцип. Как развивались события того времени?

Увидев, что граната не причинила вреда эрцгерцогу, Принцип пытался добежать до его машины, но у него не получилось. После неудачи он пошел в кафе на противоположной стороне улицы.

Тем временем эрцгерцог, разгневанный из-за попытки убийства, решил изменить свой маршрут. Но его водитель, не зная о новых планах Франца Фердинанда, поехал не по той дороге и должен был возвращаться. Именно в этот момент Принцип вышел из кафе и перед ним, всего в трех метрах, была его цель — эрцгерцог в открытой машине.

Принцип выпрыгнул на подножку машины и дважды выстрелил, убив Франца Фердинанда и его жену. Этот наивный сербский националист даже не подозревал, какие последствия повлечет его поступок. Впрочем, во всех последующих ужасах нельзя винить только его.

Начало войны

До 1914 года много европейцы имели нереалистическое представление о войне. Хотя они называли себя христианами, однако верили, что война служит благородной цели и приносит немало пользы. Некоторые политические лидеры даже считали, что война сплотит нацию и вдохновит людей на благородные поступки.

А военные генералы обещали своим руководителям, что победа будет уверенная и быстрая. Один немецкий генерал хвастался: «Мы завоюем Францию через две недели». Но никто не предполагал, что война, подобно трясине, затянет миллионы людей.

Фото времен первой мировой войны из открытого источника Яндекс-картинки
Фото времен первой мировой войны из открытого источника Яндекс-картинки

В книге «Сотрудничество в условиях анархии» говорится, что в предвоенные годы по «Европе прокатилась волна крайнего национализма. К самовозвеличению и национализму призывали в школах, университетах, в прессе и с политических трибун».

Религиозные руководители почти ничего не делали, чтобы подавить такой опасный дух. Историк Пол Джонсон пишет: «С одной стороны сплотились протестантская Германия, католическая Австрия, православная Болгария и мусульманская Турция.

А с другой — протестантская Британия, католические Франция и Италия и Православная Россия». Большинство священнослужителей, добавляет Джонсон, «тесно связывали христианство и патриотизм. Христианских солдат любых вероисповеданий поощряли убивать друг друга во имя Спасителя». В армию призывали даже священников и монахинь, тысячи которых впоследствии погибли на войне.

Не последнюю роль в начале войны сыграли европейские союзы, созданные для сохранения мира. Как именно? «Государства Европы тогда были взаимосвязаны,— говорится в книге «Сотрудничество в условиях анархии».— Каждое государство считало, что его безопасность зависит от союзника, поэтому было готово защищать его любой ценой, даже если он сам спровоцировал конфликт».

Другой предпосылкой войны стал План Шлифена, названный в честь бывшего начальника германского Генштаба генерала Альфреда фон Шлифена. Этот план предусматривал ведение войны на два фронта - с Францией и Россией.

Согласно им, Германия должна была поочередно нанести быстрый удар обоим противникам. Немецкие военные хотели одержать молниеносную победу над Францией, пока Россия будет медленно стратегически развертывать войска, а тогда напасть и на нее. "Когда План Шлифена начал действовать, европейские военные союзники не могли избежать масштабной войны", - отмечает энциклопедия "Уорлд бук".

Механизм запущен

Австрия подозревала, что именно сербское правительство инициировало убийство эрцгерцога. И, хотя официальное расследование этого не подтвердило, власти Австрии решили раз и навсегда положить конец славянским националистическим движениям. Она стремилась "хорошо проучить Сербию", - говорит историк Джон Робертс.

Чтобы ослабить напряжение между двумя странами, российский посол в Сербии, Николай Гартвиг, пытался достичь компромисса. Но у него случился инфаркт и он умер на встрече с австрийскими дипломатическими представителями.

В конце концов 23 июля Австрия выдвинула Сербии ультиматум, в который входил ряд категорических требований. Поскольку Сербия не могла принять все требования, Австрия разорвала с ней дипломатические отношения. В этот решающий момент дипломатия потеряла силу.

Все же было предпринято несколько попыток предотвратить войну. Например, Соединенное Королевство предложило организовать международную конференцию, а немецкий кайзер поощрял русского царя не проводить мобилизации. Но события вышли из-под контроля. В книге «Индустрия войны» говорилось: «Политиков, генералов и целые народы захватил вихрь событий, из которого нельзя было вырваться».

Австрийский император, заручившись поддержкой Германии, 28 июля объявил войну Сербии. Чтобы сдержать Австрию, на сторону Сербии стала Россия и решила мобилизовать примерно миллионное войско у австрийской границы. Вскоре Россия начала полную мобилизацию, чтобы защитить ее границу с Германией.

Царь пытался заверить кайзера, что не собирается нападать на Германию. Однако из-за мобилизации российских войск Германия прибегла к активным действиям и 31 июля начала воплощать военный план Шлифена. Первого августа она объявила войну России, а через два дня - Франции. Немецкие войска должны были пересечь Бельгию.

Великобритания предупредила Германию, которая грозила провозгласит ей войну, если та нарушит нейтралитет Бельгии. Однако 4 августа немецкие войска вступили на бельгийскую территорию. Теперь уже ничего не могло остановить войну.

«Самая большая дипломатическая катастрофа новейших времен»

«Британское объявление войны стало завершающим этапом величайшей дипломатической катастрофы новейших времен»,— писал историк Норман Дэйвис. Другой историк Эдмонд Тейлор сказал, что после того, как 28 июля Австрия провозгласила войну, «совпадение большого количества событий сыграло решающую роль в начале (войны).

Происходило слишком много всего, слишком быстро и в очень многих местах... Даже самые мудрые головы не могли воспринять и обдумать всю информацию, которая поступала в этот период».

Более 13 миллионов солдат и гражданского населения заплатили своей жизнью за это «совпадение большого количества событий». Оптимизм по поводу будущего и человеческих возможностей оказался напрасным.

Так называемые цивилизованные люди создали мощное оружие массового уничтожения для того, чтобы в небывалых масштабах убивать друг друга. После этой войны мир уже никогда не станет таким, как раньше.