Многие полагают, что лечение болезней начинается с похода к врачу. Однако в этом утверждении лишь часть правды. Лечение сложных заболеваний начинается с похода к правильному врачу, профильному специалисту, а попасть к нему бывает не так просто.
Таблетки - это не панацея, а инструмент. Самое главное в лечении - это верный диагноз. В истории с нашей пациенткой причины ее головной боли и попытки вылечить ее успокоительными и антидепрессантами могут привести к тяжелым последстиям.
С чего начинается лечение?
- C посещения терапевта, - ответила своей историей наша сегодняшняя героиня, Елена. Молодая девушка в возрасте чуть более 20 лет, красивые волосы, выраженные черты лица, намекающие на греческие корни европейской цивилизации. Елена пережила несколько неприятных, возможно, даже немного драматичных для ее молодых лет событий и впала, как принято говорить, в затяжную депрессию.
Что характерно, депрессия Елены нередко сопровождалась не только плохим настроением, но и плохим самочувствием, подавленностью, тревогой за будущее, ощущением безысходности и даже отдельными приступами панических атак. В России принято как-то неуверенно относиться к такому понятию как депрессия, а ходить к психотерапевту или психологу и вовсе не любят. Кто-то даже пошутил, что в нашей культуре даже принято делать уборку перед тем, как вызвать клининговую компанию и храбриться и замалчивать о проблемах на консультации и осмотре у врача. Про первое – не уверен, а вот со вторым сталкивался не раз. Но вместе с тем, Елена впервые для себя отметила медицинское состояние своей нервозности именно из-за того, что стала испытывать серьезные сложности со сном. Засыпать стало тяжело, Елена просыпалась регулярно ночью в разное время, утром чувствовала себя «побитой», а весь день искала место, чтобы посидеть, отдохнуть и погрустить.
Первым решением Елены было обратиться к таблеткам.
В ход пошли базовые успокоительные и «сонные капли». Зеленые чаи с мятой, таблетки вроде Н***пассита в первое время давали какой-то эффект, но уже через неделю работать перестали. В поисках более эффективных лекарств Елена обратилась к терапевту в поликлинику. Терапевт ограничился общими рекомендациями по избеганию стрессов, увеличил дозу таблеток, рекомендовал принимать успокаивающие ванны и сходить к психологу. К психологу Елена не пошла, таблетки и так стала пить большими дозами, но снова была вынуждена вернуться к терапевту, когда стала бодрствовать уже более половины ночи, а на утро от головной боли голова уже просто раскалывалась.
Дальше были походы к психиатру, который пошел на поводу у пациентки и выписал уже рецептурные терапевтические и коррекционные таблетки. Таблетки сразу подействовали и Елена обрадовалась. Но постоянный прием таблеток стал ее смущать, когда случайно забыв таблетки дома, она поехала на выходные к сестре и там столкнулась с новыми приступами бессонницы и головной боли.
Елена обратилась в Клинику доктора Войта и записалась к неврологу, кто-то подсказал ей, что головные боли могут иметь отношение именно к неврологии и в ходе приема стало очевидно, что решение, принятое врачом-терапевтом и пациентом, использовать таблеточное решение по меньшей мере не самое мудрое. Без доказанных патологий психиатрического свойства пациенту были предложены методы лечения, которые соответствуют именно психиатрической логике. При этом неврологические патологии изучены не были и на первый взгляд в полном объеме у пациентки присутствовали. Так осмотр показал проблемы в шейном отделе, наличие спазма мышц и ограниченную подвижность при повороте головы.
Мы объяснили Елене, что ее лекарства и таблетки при депрессии и головной боли – это последнее прибежище.
Использовать такие сильные медикаменты – это риск серьезных осложнений в будущем и еще и формирование зависимости от рецептурных препаратов. Эти препараты – я умышленно не называю их, чтобы никто из наших читателей по наивности не взял их в свои руки для самолечения, – «отрубают» в каком-то смысле часть нервной системы. Да, сигналы о головной боли уже не поступают, вернее не доходят. Но вместе с отключением этой части нервной системы, страдает и все остальное. Это все равно что биться головой об стену, чтобы вылечить головную боль: потеряете сознание и боль некоторое время чувствовать не будете! Нельзя так делать без однозначной необходимости, без отсутствия альтернатив. Мы рекомендовали убедиться в наших выводах о том, что причины головной боли связаны с неврологическим состоянием, а депрессивное самоощущение вполне снизится и под воздействием базовых доз Н***пассита или любого другого простейшего полу-гомеопатического успокоительного. Простым решением было бы сделать УЗДГ сосудов шеи и головы, сделать МРТ головного мозга и убедиться в наших выводах.
Что сделала Елена? Она выслушала рекомендации и объяснения и в конце 40 минутного разговора спросила.
- А таблетки-то вы мне выпишите?
- Какие таблетки?
- Ну рецептурные, сильные, за которыми я пришла.
- Послушайте, я же Вам объясняю, что Вам не нужны такие таблетки, Вам надо за два-три месяца вылечить неврологические проблемы и все будет хорошо. А таблетками Вы только нервную систему загоняете и не решаете проблему.
- Да ничего вы не понимаете! Мне только они и помогают! - Елена поднялась, быстрым шагом вышла из кабинета и покинула клинику.
Что тут скажешь? Каждый человек сам кузнечик своего счастья, успеха и здоровья. Никто не поставит свою голову вместо чужой и не научит правильным выводам, даже если захочет. Мы не знаем мотивов Елены, но уверены в собственной оценке и неврологической подоплеке ее медицинского состояния. Если она вернется к нам или хотя бы послушает как лечиться и обследуется по неврологии, ее ждет шанс на успешное лечение и выздоровление.
Мы искренне ей этого желаем!
Д.м.н., профессор, научный руководитель клиники доктора Войта, хирург, невролог, вертебролог Анатолий Войцицкий.