Найти тему

Тяжёлая история Ан-225 "Мрiя"

Оглавление
Оригинальное название "Тяжёлая биография украинской "Мечты".
Покойся с миром, Мечта...
Покойся с миром, Мечта...

Сообщение о том, что в ходе боёв за аэродром Гостомеля погиб единственный в мире сверхтяжёлый транспортник Ан-225, конечно, стала сильным ударом для тех, кто фанатеет от авиации. Говорить о таком конце самолёта мы будем много позже, а сейчас мы вспомним, как украинская "Мечта" летала, несмотря ни на что.

Мёртворожденный "Буран".

Ле-Бурже, 1989 год.
Ле-Бурже, 1989 год.

Данный самолёт создавался для одной цели, вернее для одного проекта - перевозить советский космический челнок "Буран" и всё необходимое для него. А самые амбициозные проекты предполагали использование "Мечты" в качестве первой ступени для вывода "Энергии" (ракета-носитель для "Бурана") на орбиту.

Но увы, этот самолёт опоздал навсегда: первый полёт состоялся ровно через 5 недель после первого (и последнего, как оказалось) полёта "Бурана" на орбиту, 21 декабря 1988 года. Единственный раз, когда этот самолёт использовался так, как задумали его создатели - перелёт на авиасалон в Ле-Бурже в 1989 году с самим "Бураном" на внешнем подвесе...

После распада СССР

Самолёт был на территории Украинской ССР в те дни, и по волевому решению Кучмы, был объявлен собственностью независимой Украины, получив местный регистрационный код UR.

Но новый самолёт оказался невостребованным, оказавшись к 1994 году в Гостомеле в абсолютно негодном для полётов состоянии (двигатели и даже часть авионики были демонтированы в "пользу" более чаще эксплуатируемых Ан-124 "Руслан").

Забвение продлилось шесть лет...

Новое рождение.

-3

Лето 2000 года. После выдачи разрешения на гражданскую эксплуатацию этого самолёта, началась наверное единственная операция, заставившая сконцентрировать вокруг себя все выжившие предприятия Украины соответствующего профиля (не считая Ульяновского авиационно-промышленного комплекса в России). 7 мая 2001 года самолёт совершил первый за 7 лет полёт. Тем же летом самолёт снова посещает Ле-Бурже, вызвав там ажиотаж и выполнив главную задачу - показав миру, что сверхтяжёлые авиаперевозки снова реальность, и что ОКБ "Антонов" готово работать в этой сфере, используя свой флот.

Следующие пятнадцать лет самолёт тихо-мирно летал по нескольку раз в год, выполняя рейсы по перевозке сверхтяжёлых грузов, ставя мировые рекорды и погибая "по-киношному" в сумасбродном фильме-катастрофе Роланда Эммериха "2012".

Краски начали сгущаться в 2016...

Краски сгущаются: Явление "Золотого дракона"

В 2016 году на раздираемую гражданской войной и острейшим экономическим кризисом Украину пришли китайские инвесторы, возжелавшие достроить второй Ан-225, который так и болтается в качестве "долгостроя" на задворках Гостомеля.

Понятно, что настоящая цель китайцев - заполучить двигатели (а в идеале - всю документацию на технологии, которую они при всей своей гениальности и хитрости так и не смогли заполучить или разработать), и эта цель так и не была достигнута - второй экземпляр так и остался недостроен, а самолёт остался на Украине.

Второй экземпляр Ан-225 "Мрия". Готовность самолёта оценивается в 70%.
Второй экземпляр Ан-225 "Мрия". Готовность самолёта оценивается в 70%.

Ремонт 2018-2020

Ничто не вечно, и когда-либо устаревает. Именно по этой причине "Мечту" загнали в ангар и провели ремонт, затянувшийся на 18 месяцев. 27 марта 2020 года самолёт вернулся в небо, и почти сразу втянулся в работу, доставляя на Украину медикаменты и расходники для борьбы с "kороной".

Спокойная жизнь и бесславный конец...

Следующие 2 года самолёт видели в разных частях мира, за выполнением множества грузовых рейсов, от США до Австралии. В этот период самолёт едва не погиб в Боливии, пройдя слишком низко к земле и стал участником курьёзного происшествия на английской военной базе

5 февраля 2022 года самолёт вернулся домой для ремонта, с которого к сожалению, не вернулся.

С началом Специальной военной операции были проведены удары по украинским военным аэродромам, а на ряд ключевых гражданских аэродромов - высажен российский десант.

Единственное по состоянию на 01:00 (МСК+4) 28.02.2022 фото уничтоженной "Мрии".
Единственное по состоянию на 01:00 (МСК+4) 28.02.2022 фото уничтоженной "Мрии".

Ещё непонятно, что случилось - была ли сожжена "Мечта" националистами, или же стала она жертвой нашего артобстрела, но факт один - мир лишился одного из красивейших в истории авиалайнеров, и второго такого увы, не предвидится. Хотя место такому самолёту в музее, вместе с "Еловым гусём" Говарда Хьюза...

Когда появятся первые фото вблизи, я постараюсь их опубликовать как можно скорее.