Судьба отмерила Ивану Васильевичу всего 46 лет жизни, но он успел заявить о своём незаурядном таланте на весь мир, прославиться не только как замечательный актёр, но и как прекрасный сценарист и режиссёр. Обидно, что в последнее время стали повсеместно забывать таких ярких деятелей искусств, редко показывают легендарные фильмы с их участием, а ведь Миколайчук был не только гордостью советского кинематографа, но и честью, и совестью украинской нации.
Режиссёр Сергей Параджанов говорил об Иване: «Он был особенный, народный, настоящий, самый лучший. Я не знаю более национального народного гения... До него это был Довженко».
Родился и вырос будущий актёр в прикарпатском селе Чертория в многодетной бедняцкой семье. С детства он пахал, сеял, ходил за скотом, нянчил младших братьев и сестёр, а в школу ходил за 4 километра. В младших классах мальчик стал серьёзно заниматься музыкой, в 16 лет окончил Черновицкое музыкальное училище и поступил в театр-студию при местном музыкально-драматическом театре им. Ольги Кобылянской. Педагоги отмечали его яркий артистизм, и советовали получить более качественное актёрское образование в столице.
В театре он встретил и свою любовь на всю жизнь, молоденькую певицу Марию Карпюк, дочь секретаря облисполкома. Они были такие разные, он – простой деревенский парень, трудяга, и она – избалованная интеллигентная городская девушка, но любовь объединяла их и стирала социальные различия. Семья Марии очень тепло приняла будущего зятя, а в театре их прозвали «Ромео и Джульетта». Иван внял советам наставников и вместе с невестой переехал в Киев, где легко стал студентом института театра и кино им. Карпенко-Карого.
«Я сама не знаю, откуда у Ивана такой талант. Помню, один раз у него брали интервью и спросили, правда ли, что он стал актёром потому, что в детстве смотрел фильмы. На что Иван ответил: «О чём вы… Первый раз я увидел кинофильм в 13 лет, в сельском клубе…». Кстати, однажды в нашем клубе поставили спектакль «Бесталанная». И Ивана, который тогда был ещё подростком, взяли на роль отца главной героини - Софии. И когда брат закричал со сцены: «А кто же меня похоронит?» - все женщины в зале зарыдали...» – рассказывала старшая сестра актёра Фрозина Грицюк.
Отец Ивана был категорически против увлечения сына, не считал актёрство мужской профессией, и постоянно подталкивал его к получению стоящей специальности. Мама же только переживала – на что они с Марьюшкой станут жить в Киеве, ведь их семья сама еле выживала и ничем помочь не могла. Помощь предлагал тесть, но Миколайчук отказался – гордость не позволила принять предложенную съёмную комнату, хоть и жену в общежитие вести тоже было неловко.
Правда, ютиться по углам им пришлось недолго – уже в 1965 году за гениально сыгранную роль Палийчука в исторической драме «Тени забытых предков», Иван получил квартиру от киностудии им. Довженко, а сам фильм был удостоен множества престижных призов различных фестивалей и кинопремий. Годом ранее вышел дебютный биографический фильм Миколайчука «Сон», где он воплотил образ молодого поэта Тараса Шевченко – эта первая работа принесла актёру широкую известность и любовь зрителей.
«После фильма «Тени забытых предков» Ваня стал называть меня Маричкой. Съёмки этой картины фактически стали нашим медовым месяцем. В ленте есть сцена, где его герой идёт на полонину и зовёт свою возлюбленную (эту роль играла Лариса Кадочникова): «Маричка-а-а-а-а...». Я стояла внизу, а режиссёр Сергей Параджанов говорил: «Кричи своей Маричке!», и Ивану это нравилось» — рассказала в интервью журналистке издания «Чтобы помнили» Елене Чередниченко вдова Миколайчука.
У красивого, статного актёра всегда было множество поклонниц, но родственники, друзья и знакомые этой потрясающей пары, были уверены, что Иван всю жизнь любил только одну Марию. Верила в это и она сама, а на его романы и интрижки старалась закрывать глаза, понимала, что это другая сторона славы, и без неё, к сожалению, не обойтись.
Но всё-таки сильно переживала – такой муж! Девушки влюблялись и буквально не давали прохода знаменитому мужчине, караулили у театра и возле киностудии. Поговаривали, что некоторым из них он отвечал взаимностью.
Между тем, Ивану приписывали романтические отношения с самыми известными и обворожительными советскими актрисами, это и Лариса Кадочникова, и Любовь Полищук, и Раиса Недашковская – последняя вообще признавалась, что Миколайчук был любовью всей её жизни и она даже думала забеременеть, чтобы подарить ему ребёнка, о котором он так страстно мечтал. Тема бездетности была самой болезненной в семье Ивана Васильевича, они с женой мечтали о ребёнке, ходили по докторам, молились, но ничего не помогало.
«У него не было детей - ничего, что держит людей на этом свете. Я готова была забеременеть от его брата, только чтобы счастье ему дать, чтобы у него был ребёнок. И в результате моя мысль материализовалась - его сестра подарила им черноглазого сына Тараса, который у них жил» - поведала Раиса Недашковская.
Иван очень много работал, играл ведущие роли и в кино – снимался на многих киностудиях бывшего Советского Союза, и на сцене Киевского Театра-студии Киноактёра, писал замечательные сценарии, по которым ставили интересные фильмы. В двух из них, «Белая птица с чёрной отметиной» и «Вавилон ХХ» он снялся не только как актёр, а и выступил сценаристом, режиссёром и композитором.
Миколайчук был непростым человеком, никогда не открывал свою душу, не терпел панибратства, но всегда готов был прийти на помощь, если в нём нуждались. Не было в нём и так называемой «звёздности», успех не вскружил ему голову и не испортил характер, хоть ещё в совсем молодом возрасте ему довелось вкусить всенародную любовь и признание. С фильмом «Тени забытых предков» он объездил в составе кино-делегации полмира, и везде встречал восхищение и поклонение.
С 30 лет Иван жаловался на сильные боли в желудки, иногда приступы случались такие сильные, что он терял сознание. После обследования выяснилось, что у актёра язва желудка, была прописана строжайшая диета. Но как её можно было соблюдать на гастролях да в киноэкспедициях, где о тарелке полезного супа оставалось лишь мечтать. Мария следила за его питанием только когда он возвращался домой, всё остальное время Иван даже не принимал необходимые лекарства.
Когда болезнь прогрессировала, и медики обнаружили опухоль, жена уволилась из хора и стала кормить мужа чуть ли не с ложечки, самоотверженно ухаживала за ним. К сожалению, драгоценное время было упущено, и даже успешно проведённая операция почти не дала результатов.
В последний год жизни Миколайчук сильно болел, с трудом передвигался по дому. Мария неотлучно находилась рядом с ним, 25-летие супружеской жизни Иван Васильевич отметил полулёжа в постели, а через несколько дней его не стало. Похоронен актёр на Байковом кладбище в Киеве.
Вас могут заинтересовать следующие материалы: