Найти в Дзене
ТЕЛЕУЖИН

Новый Крик. Случилось ли возрождение франшизы?

Даже в эпоху огромного количества ребутов и сиквелов новость о возвращении на экран культовой франшизы "Крик" стала одной из самых обсуждаемых, а новая часть картины по умолчанию возглавила все списки самых ожидаемых хорроров года. Это довольно легко объяснить двумя вещами. Первая - рейтинги всех четырех вышедших частей ни разу не упали ниже шести баллов. Вторая - новый "Крик" стал первым фильмом серии, снятых не Уэсом Крэйвеном. Все предыдущие части именитый мастер хоррора снимал самостоятельно, чем вкупе с участием ключевых актеров объясняется пункт первый.

shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru
shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru

Вообще, если вы следили за одной из самых успешных слэшер-франшиз, то знаете, что "Крик" превратился в этакую "санта-барбару" от жанра хоррор - авторам пришлось проявить недюжую изобретательность для объяснения появления новых подражателей убийцы в маске - в ход шли семейные тайны и обьявляющиеся откуда ни возьмись родственники, а также линии отношений между ключевыми героями.

Слэшер это вам не психологический триллер - тут сложно искать какие-то экзистенциальные месседжи, потому что их попросту нет. В слэшере всё строится на четкой механике, и законы жанра зачастую становились поводом для стеба и создания мета-ситуаций, например, уже со второй части фигурирует созданный по мотивам действий первой фильм "Удар ножом", а в третьей картине декорации для съёмок очередного фильма в фильме убийца использует для создания "своей истории".

shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru
shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru

Стоит сказать, что существование собственной вселенной "Крика" играет двоякую роль при восприятии нового фильма. Я о том, что если смотреть новый фильм, не зная ничего, кроме оригинала, то заявленные авторами фишки вроде мета-истории и триумфального возвращения Кортни Кокс, Нив Кэмпбелл и Дэвида Аркетта отлично срабатывают. Если же вы видели все номерные части, то все эти трюки вызывают недоумение - примерно как в ситуации с новым сериалом о "Чаки" - странный камбэк, когда никто никуда и не уходил.

Режиссуру нового "Крика" отдали небезызвестным участникам команды Radio Silence - Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт вовремя подсуетились, покинув ниву инди-кино и представив на суд публики эталонный в плане механики и динамики слэшер на выбывание "Я иду искать". Хотя я не могу разделить восторгов по поводу этого фильма, отказать авторам в знании канонов жанра и скрупулёзной работе над деталями никак нельзя, к тому же в "Я иду искать" есть то, что обязательно для работы над "Криком" - черный юмор в верной дозировке.

shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru
shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru

Итак, в этот раз ключевыми персонажами становятся другие герои, знакомые нам персонажи объявляются далеко не сразу. Стартовая сцена снята по канонам жанра (можно без стеснения сказать по законам "Крика") и копирует первую сцену из оригинала, только вместо Дрю Бэрримор здесь Дженна Ортега. Её героиня Тара совершает классическую ошибку, ответив на звонок на стационарный телефон (они ещё есть?), и попадает на принудительное участие в викторине на тему фильмов ужасов. Больше всего убийцу интересует именно знание того самого "Удара ножом", коих на момент событий вышло уже восемь.

Конечно, Тара не настолько фрикует, чтобы знать все части назубок, так что убийца грозится убить её подругу, но в итоге нападает на неё. Прибывшие в больницу друзья звонят сестре Тары Сэм, которая давно убралась из маленького городка, но теперь вынуждена вернуться к сестре в сопровождении бойфренда Ричи.

shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru
shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru

Кроме Ричи Сэм привозит с собой в Вудсборо чувство вины перед сестрой, а также семейную тайну, раскрытие которой когда-то повлияло на развод родителей девушек и заставило Сэм убраться из города. Сэм порой видит в зеркале одного человека, который кого-то нам напоминает...

Сэм ещё не знает, что тайна напрямую связана с происходящими событиями - однако, вскоре карты придется раскрыть - после встречи с сестрой и её друзьями происходит ещё одно убийство а потом и нападение на саму Сэм.

shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru
shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru

Герои пытаются понять логику маньяка и отправляются за ответами к хрестоматийному отверженному - здесь это спивающийся бывший шериф Дьюи, который тяжело переживает разрыв с Гейл, каждый день наблюдая её по телеку. Дьюи отказывается помочь - чтобы потом конечно вернуться - и после ухода Сэм и Ричи связывается с Сидни и Гэйл, упрашивая их не приезжать (интересный способ добиться того, чтобы кто-то не приезжал).

Сэм и Ричи тем временем встречаются с разношёрстной тусовкой друзей Тары, среди которых есть влюбленный в Тару и обязательный знаток жанра хоррор в лице девушки Минди. Герои понимают, что убийца действует по канонам фильма "Удар ножом", и судя по всему, убийца должен быть среди них. Минди проводит мощный ликбез по хоррор-кино, конечно, наводя подозрение на себя. Вообще, эта сцена удивляет не столько наличием шуток и отсылок, сколько созданием какой-то шизовой атмосферы - начинаешь реально путаться, то ли герои говорят о кино внутри кино, то ли о реальных событиях, то ли никаких событий с Сидни вообще не было. Если бы Джиллетт и Беттинелли смогли выдержать всю картину в подобном ключе, было бы круто. Но это был бы, пожалуй, сюр. А нам нужен был "Крик".

shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru
shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru

А чтобы "Крик" состоялся в Вудсборо вскоре приезжают героини Кортни Кокс и Нив Кэмпбелл Гэйл и Сидни, полные решимости покончить с новым подражателем гостфэйса. А задумавшие просто убраться из городка и нарушить каноны жанра Сэм, Тара и Ричи вынужденно возвращаются за ингалятором в тот самый дом, где, конечно, полным ходом идёт туса...

Что можно сказать - Беттинелли и Джиллетт справились с поставленной задачей, приложив к работе максимум упорного труда и показав знание основ жанра и отличное знание материала вселенной Крэйвена, но революции в слэшере они не произвели. Но это легко объяснимо - авторам досталась вселенная работающая по четким правилам, в историю необходимо было вернуть классических персонажей, плюс сохранить дух стеба и мета-фишки - если честно, разгуляться то особо негде.

shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru
shot from "Scream"/2022/Bettinelli, Gillett/ kinopoisk.ru

Как я уже сказал, заявленные вау-трюки не очень работают, потому что от них нет никакого "вау". Ключевые Кэмпбелл и Кокс, если честно, смотрятся в фильме, как вклеенные на зеленом экране, уж не знаю почему, а вот Аркетт хорошо отыгрывает персонажа, пусть его герой и предсказуем.

Технически всё почти безупречно, музыка также не подкачала, местами кивая саундтреку из "Психо". Но местами фильм смотрится скучновато, особенно, если ждать от него каких-то откровений. По сути, модный отказ от номерной цифры в названии в очередной раз делает дурную работу - как пятая часть фильм смотрится хорошо, но не более того.