Интересное слово, одни ищут его корни в праславянском языке от прилагательного "гордый"- величавый, другие - в латыни: gurdus «тупой, глупый». Третьи, используют перевод с древнегреческого — это высокомерие, надменность, превозношение, кичливость.
Возьмем аналогичное слово Горды́ня, что значит непомерная гордость, заносчивость, высокомерие, эгоизм, нетерпение упрёков и жажда похвалы. То есть, гипергордость. В обществе стали различать хорошую гордость от плохой. Так ли это?
Гордость и гордыня.
Общее мнение светских корреспондентов в сети Интернет: "это два абсолютно разных эмоциональных состояния, которые приводят своего владельца к разным результатам. Гордыня – это высокомерие, самолюбование. Гордость – это чувство глубокой радости и счастья за себя или за другого человека. Это честь и достоинство."
Уточним: чувство собственного достоинства, самоуважения; чувство удовлетворения от достигнутых успехов, от сознания важности, значительности деятельности. (Викисловарь)
Мнение приверженцев Православия однозначно - и то и другое грех, а смысловое раздвоение - ловушка. Кем или чем бы мы с чувством глубокой радости не гордились, мы все равно ставим что - то или кого - то выше других. Для верующего человека естественно не гордиться тем, что дал ему Бог, а благодарить Его и бояться это потерять, стараться делать всё от него зависящее, чтобы оправдать этот дар.(настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов))
Теперь о чести и достоинстве.
Достоинство человека в том, что он обличен образом и подобием Божиим. Долг человека это достоинство поддерживать постоянным трудом над собой- знать грехи, уметь увидеть их у себя, покаяться и исправить. Апостол говорит: «Не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь». Наше достоинство определяем не мы, а Господь. Такое понимание ведет к смирению, а не к гордости.
Честь тоже от Господа. В псалме поется: «славою и честию венчал его». Господь почтил человека перед всеми земными существами, поставил над всем творением Своим.
Понимать свою значимость – это нормально, потому что человек сотворен по образу и подобию Божию и является уникальным существом на нашей планете. Но, необходимо и принимать свою ограниченность и зависимость от Бога.
"Кто из вас", сказал Спаситель, "заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на один локоть?" То есть, при всем старании и уходе за телом, человек не может прибавить себе роста, что не наше старание, но Божий Промысел приводит все в исполнение.
Проявления гордости.
Основа проявления - самость: превозношение себя, преувеличенное представление о своей значимости. Гордый человек- высокомерный, спесивый, зазнающийся, самодовольный, ставит свою волю и свои желания выше Божьей воли.
1. Осуждение.
Завышенная самооценка дает человеку право судить других и не видеть своих грехов. Забывая, что только Бог, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем.
"Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить.“ ( Далай-лама XIV)
Бог может смирять осуждающих, допустив им впасть в те грехи, за которые они осуждали ближних. Предупреждал же: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)
Не осуждать - не значит соглашаться с грехом или оправдывать его. Но осуждая человека, мы как бы говорим этим, что сами на такое неспособны. То есть гордимся своей правильностью и возвышаемся.
2. Самолюбие.
Гордость проявляется в жизненной позиции: я никогда никого ни о чем не просил и не просить не буду. Также, свойственна обидчивость. Обида появляется там, где оценка самого себя чрезмерно высока. "Не позволю, чтобы об меня ноги вытирали!" Человек замыкается и не хочет разговаривать, поссорится и не идет на контакт, не прощает обиды, злопамятствует.
3. Самомнение.
Привычка перебивать чужую речь. «Послушайте, а вот я скажу», «я вам сейчас все объясню», «да вы не понимаете». В споре такой человек слышит только себя или то, что совпадает с его мнением. При несогласии- раздражается.
4. Самонадеянность.
В основе самонадеянности лежит неоправданно завышенное мнение о собственной персоне и своих возможностях. Тому сопутствуют демонстративность, игнорирование других мнений, противопоставление себя обществу.
5. Самодовольство.
Человек всегда считает себя правым: «я предупреждал», «я всегда говорил», «я всегда так думал», «вот не послушали меня…».
6. Самоволие.
Гордость не позволяет человеку подчиняться другим, принося вред в разных сферах жизни (семья, работа, служба).
7. Самохвальство.
Тщеславие на словах или горделивость на языке. Человек занят только самим собой, говорит про себя и склоняет других говорить только о нем, а к положению ближнего равнодушен.
8. Многословие.
В многословии выражается уверенность в личном превосходстве, в праве на чужое время и внимание. Тоже, своего рода, хвастовство своими знаниями и умом, возвышая себя и, слегка, унизив собеседника: "Да это всем давно известно!" или "Вы, это читали?".
9. Самоуслаждение.
Желание жить только для себя, для своего удовольствия.
10. Самооправдание.
Самообман, когда человек хочет снять часть вины или всю вину за грех с себя и прибавить "потому что", то есть возложить на какие - то обстоятельства.
11. Раздражение.
Когда ты позволяешь себе раздражиться на человека, ты уже себя считаешь выше его.
12. Любопытство.
Человек распыляет свое внимание повсюду, ему необходимо знать и об одном, и о другом, и о третьем. Но не в поисках истины, а как привычное занятие для мозгов. Апостол говорит о таковых, как о всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
13. Самообман.
Человек считает, что обладает какими-то духовными дарованиями (общение с Ангелами, Христом) и этим гордится. Состояние духовной прелести часто проявляется в тщеславии: человек любит славу, превозносится над другими, любит учительствовать, не выносит критики и поучений.
Проявиться гордость может в разговоре – крикливостью, в молчании – досадой. В веселье – громким смехом, в ответе – строптивостью, в речи – безрассудством, в делах – надмением, с подчиненными – барством, в обличении – ненавистью, в общении с Богом – обидой: «Господи, ну почему Ты мне (мне!) не помог?! Ведь я такой у Тебя!.. А Ты меня взял, и бросил».(иерей Максим Каскун)
Гордость может проявляться явно, но может быть и скрытной - внутренней. Борьба с гордостью – это процесс длиною в жизнь. Он заключается в отслеживании и контроле своих эмоций, своих реакций на происходящие события.
1. Проявлениям гордости следует противопоставлять смирение от слова мир. Опытный духовник советует: «Ты молись, чтобы Господь послал человека, который будет тебя обижать и унижать несправедливо, это тебе будет полезно».
Смирение перед жизненными обстоятельствами – это смирение перед Господом. Потому что все, что с нами происходит, происходит не без Его участия и направлено к нашей пользе для духовного укрепления. Если научимся воспринимать поступки ближних, как действие Промысла Божиего, и как лекарство от нашей гордости, то постепенно начнем относиться к таким ситуациям с благодарностью.
НО, митрополит Филарет Дроздов сказал: "прощай врагов своих, гнушайся врагами Христовыми и поражай врагов Отечества". Иногда возникает необходимость засвидетельствовать свою позицию, свое отношение к происходящему независимо от того, спрашивают нас или нет. И касательно веры, и касательно государства.
Смирение - осознание своего несовершенства и желание исправления с помощью Божией, понимая, что без Бога сам человек не может решить задачу своего спасения, и поэтому должен руководствоваться тем, чему учит Господь: нести свой крест, не избегать трудностей, следовать за Христом и исполнять Его заповеди. Евангелие учит любви к себе через любовь к ближнему и через правильное понимание того, что есть благо для каждого из нас.
2. Выразить свое несогласие другому можно только с любовью. Никакие даже самые правильные и умные вещи, даже самым умным человеком, не будут приняты без доброжелательности.
3. Осторожнее с похвалой - опасность тщеславия. Когда хвалят - вспоминайте про себя свои грехи.
4. Наши оценки другого человека субъективны, мы не можем заглянуть в его душу. Христос не осуждал явных грешников, потому что знал, что земной путь этих людей еще не окончен, и они могут встать на путь исправления. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.
5. За борьбу с грехами подается свыше благодатная сила Святого Духа: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”.
6. Заменим слово "горжусь" на слово "радуюсь", ведь Священное Писание призывает к радости, но никогда к гордости. Радость – это то чувство, которым можно делиться с людьми и которое позволяет нам разделять радость другого. Радость объединяет.
7. "Самое радикальное средство от гордости – быть в послушании. Принуждать себя выслушивать советы и быть внимательным к чужому мнению. Быть попроще с людьми, не подозревать за их словами и поступками никакой особой подкладки" (Священник Александр Ельчанинов. «Из писем к молодежи»)
8. Добиваясь лучших результатов в чем-то в соответствии с нашими достоинствами, мы забываем, что достоинства наши – это дар Божий. Бог создал человека творцом, истинная суть творчества – "сотворчество" с Богом на благо людей, служение людям данными Богом талантами.
9. Самонаблюдение и самоконтроль. Ведение духовного дневника, самоанализ своих мыслей, чувств, намерений для исцеления от греха. Самоконтроль, как условие духовного совершенствования, заключается в умении владеть собой, контролировать свои мысли, чувства, желания и действия.
10. Упражнение, которое "лечит" гордыню. В течение 21 дня (в психологии считают, что привычку можно изменить не ранее, чем через три недели) каждый вечер писать двадцать пунктов благодарности, отвечая на вопрос: за что я благодарю себя, людей, Бога. Пишите даже незначительные события, пусть будет повтор. Главное – развивать в себе чувство благодарности.
11. Упражнение на контроль осуждения: в течение трех недель никого не осуждать, ни на кого не жаловаться. Чтобы проконтролировать этот процесс, рекомендуется надеть на руку браслет. Суть упражнения: как только мы кого-то осудили или пожаловались, браслет переодевается на другую руку. И отсчет начинается снова. Упражнение считается выполненным, когда браслет будет оставаться на одной руке в течение 21 дня постоянно.
В современном обществе мы опираемся во всех делах на себя, стремимся к лидерству, к лучшем результатам, ставя на первое место свою самость. Но в какой-то момент, по Промыслу Божиему, в судьбе случаются события, которые не поддаются нашему контролю и управлению. Этот кризис всегда несет перемены и может стать точкой отсчета, началом духовного возрождения личности, призывая встать на путь покаяния, познания себя и обретения Истины.
Пусть Бог нам поможет, научит смирению и истребит нашу гордыню. И тогда нам откроется Его милость, Его мудрость, Его радость, которую Он дает всем любящим Его.(Л.Ф. Шеховцова)
#гордость #гордыня #грех #духовное развитие