На данный момент уже 22 европейских государства закрыли в качестве санкций своё воздушное пространство для российских самолётов. И хотя ещё остаются отдельные южные страны, не примкнувшие к превентивным мерам, становится очевидным, что ЕС нацелен полностью перекрыть авиационный трафик из РФ.
А это ставит крест не только на зарубежных поездках. В результате таких решений Калининградская область, отделённая от "большой земли" Литвой и Польшей, может попасть в воздушную блокаду. На рисунке ниже изображен трек рейса Москва-Калининград до санкций.
Губернатор 39 региона вчера успокоил публику, показав карту с альтернативным маршрутом полётов в Москву и Санкт-Петербург. Патриотично настроенные блогеры уже смакуют эту новость, спеша подразниться тем, что лазейка найдена и подобные санкции нам нипочём.
Действительно, если посмотреть на карту, где обозначены территориальные воды стран, имеющих выход к Балтийскому морю, то можно легко построить обходной маршрут через север. Достаточно провести кривую по нейтральной области на Балтике. Свободное пространство есть даже в самом узком месте Финского залива. Однако здесь и кроется подвох.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982) границы тервод, а значит и воздушное пространство над ними, должны находится на расстоянии не более 22 км от побережья. Так вот, если мы отложим данный отрезок от берегов Эстонии и Финляндии, то окажется, что их водные границы в Финском заливе примыкают друг к другу(!), не оставляя там никаких нейтральных территорий.
Почему же на картах существует эта узкая полоска, благодаря которой Калининград ещё не остаётся заблокированным?
Дело в том, что государства, чьи морские границы соприкасаются, имеют право их передвигать по взаимному соглашению. И в далёком 1994 году, между Финляндией и Эстонией был заключён подобный договор, по которому они искусственно создавали коридор со статусом международных вод шириной всего в 5 км.
Россия тогда не казалась сильным врагом, а наличие нейтральной полосы в Финском заливе виделось выгодным обеим странам с транспортной и экономической точки зрения. Но уже через 10 лет Эстония об этом очень пожалела.
Окрепшая Россия начала воплощать амбициозный проект "Северный поток", чтобы проложить по дну Балтийского моря трубопровод для поставки топлива напрямую в центральную Европу, минуя недружественные транзитные государства. И нейтральная полоса в Финском заливе спокойно позволяла это сделать без одобрений из Таллина или Хельсинки.
Именно поэтому Эстония уже несколько раз предлагала соседке Финляндии пересмотреть соглашение о морских границах и захлопнуть для российских углеводородов путь в Европу. Тогда её инициативу никто не поддержал, но учитывая новые реалии и накаляющиеся политические отношения с Россией, закрытие "ничейного" коридора в остающемся бутылочном горлышке - это лишь вопрос желания двух стран ЕС.
Использованные источники: https://disk.yandex.ru/d/l7fpo7Y1VnUVTw