Найти тему
Лабиринт Истории

Главные составляющие работы над собой у греков и римлян

Оглавление

Практика мудрых мыслей была основной для древних греков и римлян. Через мудрые речи в людях происходили изменения, «внутренний человек» обретал силу, оформленность, человек начинал открываться истине.

Но также важно понять, как достигался этот эффект, с помощью чего «истинные речи» будут производить подобный эффект. Отвечает М. Фуко так:

«Уметь слушать, читать и писать как надо, а также говорить — вся эта техника истинной речи и станет постоянной опорой и неизменным сопровождением аскетической практики».

Разберем же, что же означало у греков и римлян «уметь слушать, читать, писать и говорить».

Слушать

Главным органом восприятия у греков является слух. Именно через слушание (а культура греков и римлян была в основном устной) человек может воспринять «истинные речи». «Со слушания начинается процесс в ходе которого истина начинает укореняться в субъекте, прорастать в нёи и становиться для него своей» (Фуко).

-2

Для правильного слушания нужен опыт, сноровка и прилежание, усердие. Слушать нужно уметь. Начиная от позы слушания и заканчивая качеством восприятия услышанного.

Вспомнить хотя бы школу Пифагора, где новоиспеченный ученик (его называли «слушатель») должен несколько лет провести в молчании, то есть не высказываться, а только слушать, учиться воспринимать мудрость учителя. Только после длительного периода молчания он мог начинать спрашивать и комментировать.

Таким образом, мы видим, что очень важно научиться слушать и молчать.

Читать

Читать греки и римляне рекомендуют не много. Достаточно избранной литературы, которая будет. Важно не количество, но качество.

-3

При этом важно фиксировать емкие мысли авторов, чтобы потом воспроизводить их в голове, чтобы они стали частью личности.

В этом наблюдается практика резюме и афоризмов, когда человек ёмко отражает мысль или фразу. В связи с этим мы можем предположить, что цитаты и мудрые высказывания, которыми заполнен интернет вещь полезная, но только в том случае, если они не просто складируются грудой броских фраз, а производят в нас положительные изменения.

Чтение для греков и римлян — повод к размышлению. В любом случае завершающая работа происходит в голове читающего.

Писать

Чтобы прочитанное хорошо усвоилось, важно фиксировать заметки, осмыслять прочитанное в тексте, давать свою интерпретацию.

-4

Практика заметок и, в особенности, писем была очень развита в эпоху античности. Культурным памятником такой практики являются, конечно же, «Письма к Луцилию».

Письма эти не просто повествовательные, но моральные. В подобных письмах (берём не только Сенеку) происходит осмысление, даются рекомендации. Но эти рекомендации, направляемые другому, адресованы и себе. Таким образом, письмо является сильным рефлексивным инструментом, углубляющим личность.

Говорить

Для того чтобы начать говорить, то есть высказывать мысль, нужна подготовка. Мы уже коснулись школы Пифагора, мы видим пример юного Алкивиада в общении с Сократом, которого пристыдили за его поспешность.

-5

Говорить могут только люди умудренные опытом и размышлениями. Болтать может каждый, но «истинные речи» — это прерогатива наставников-философов.

При этом, конечно же, важно уметь не просто говорить правдивые вещи, но и говорить их красиво. Ведь как красива может быть мысль, так и ее выражение должно не отставать.

В практике говорения мы видим важность роли риторического искусства, которое у греков и римлян было очень развито.

-6

Резюме: практики античности очень актуальны и сейчас. Научись слушать и молчать, не спеши. Читай избранную литературу, осмысляй её через письмо, пиши свои размышления, цитируй важных авторов. Сначала осмысли, что ты собираешься говорить и уж потом начинай вещать, при этом практикуйся говорить красиво, выражая изысканные мысли изысканно.

#греки #римляне #история #работа над собой #обычаи #жизнь